Чемоданы воспоминаний
Коллекция Жанны Моро в парижском Artcurial
В залах аукционного дома Artcurial открылась выставка «Коллекция Жанны Моро», где представлены вещи французской кинозвезды, умершей три года назад. Продажа пройдет 22 октября в пользу созданного по ее завещанию Fondation Jeanne Moreau. В пепле сгоревших звезд копался корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Вещи ценные, но недорогие. Три сотни лотов — костюмы, туфли, шляпки, афиши фильмов, пластинки, украшения. Все, что осталось в квартире Жанны Моро после ее смерти 31 июля 2017 года, а потом перешло к созданному в том же году, согласно ее завещанию, Fondation Jeanne Moreau. Предаукционная выставка, несмотря на санитарные строгости, открыта «вживую» в пяти залах особняка аукционного дома Artcurial, что на перекрестке Елисейских Полей. А вот аукцион 22 октября пройдет в сети.
В Artcurial тянется не совсем обычная публика. Серьезным антикварам здесь делать нечего, самые дорогие из лотов — платье Chanel 1959/60 года, оцененное в €1–2 тыс., и два портрета работы Хельмута Ньютона за в €1–1,5 тыс. Среди авторов фотографий на выставке — Сесил Битон, Робер Дуано, Анри Картье-Брессон.
Две трети посетителей пришли вспомнить звезду и ее жизнь, едва ли треть — прицениться.
Главные платья — именные, созданные специально для актрисы произведения Карла Лагерфельда, Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена,— показаны на манекенах. Больше всего среди них нарядов Кардена, его связывала с актрисой многолетняя дружба, которую биографы модельера не раз пытались выдать за романтическую. Платья оценены в основном в €200–800. В них она являлась на фестивали, выходила получать награды в Канне, Венеции, Берлине и Москве, сама вручала призы в качестве члена жюри, вела церемонии. А в паре вышитых туфель Roger Vivier снималась в «Екатерине Великой» (€500–800).
Вещи неисторические, но, возможно, не менее любимые собраны на втором этаже аукционного дома на длинных гардеробных штангах — вероятно, так, как висели они в последней парижской квартире актрисы на Фобур-Сент-Оноре. Украшения в аукционной подборке им под стать, они в большинстве своем не могут похвастаться ни золотом, ни драгоценными камнями. В витринах — броши и жемчужные нитки Chanel, подвеска Cartier, часики Van Cleef & Arpels с бабочкой и множество недорогих безымянных, но красивых вещиц: бус, браслетов, колец. Более ценные, вероятно, достались прямым наследникам.
На каждую часть коллекции найдутся любители: самыми редкими костюмами могут заинтересоваться музеи моды или музеи кино, для многих это станет хорошим случаем купить фотографию большого мастера с безошибочным провенансом.
После торгов, результаты которых объявят 23 октября, 100% выручки пойдет в именной фонд, задача которого не только охрана наследия и авторских прав его основательницы, но и помощь неработающим сейчас, а точнее с весны находящимся в вынужденном простое, актерам. Так что, участвуя в торгах, покупатели еще и поддержат французское кино.
Ну а самый впечатляющий зал экспозиции выглядит инсталляцией из музея современного искусства. Груда роскошных чемоданов на подиуме, перед которыми на экране крутят отрывки фильмов с их хозяйкой в кадре. «Лифт на эшафот» и «Любовники» Луи Маля, «Жюль и Джим» и «Невеста была в черном» Франсуа Трюффо, отрывки картин Луиса Бунюэля, Питера Брука, Элиа Казана, Жака Деми, Орсона Уэллса. Тут вспоминаешь другую «Коллекцию Жанны Моро» — серию телевизионных короткометражек для Canal+, в которых она, уже великой старухой, коллекционировала партнеров: Жерара Депардье, Шарля Азнавура, Ги Бедоса, Майкла Лонсдейла, Изабель Юппер. Рядом с экраном пирамиды чемоданов, сумок и шляпных коробок с логотипами Louis Vuitton, Goyard или Gucci и монограммами J.M. выглядят простоватой метафорой жизненного багажа, который ну никак не унесешь с собой.