Дошли до самой ртути
«Мумий Тролль» нарисовал «VR-вселенную» и выступил в ней
Группа «Мумий Тролль» в начале октября резко усилила свое присутствие на музыкальном рынке, выпустив новый альбом «Призраки завтра» (см. “Ъ” от 9 октября) и затеяв концерт в виртуальном пространстве, посвященный 20-летию альбома «Точно. Ртуть. Алоэ». «Мумий Тролль» исполнил песни из альбома, а затем уступил подмостки молодым группам, записавшим свои собственные версии тех же песен. В этом проекте факт организации онлайн-концерта в специально созданном виртуальном мире был так же важен, как чисто фанатская радость от круглой даты, считает Борис Барабанов.
Альбом «Точно. Ртуть. Алоэ» не был в дискографии «Мумий Тролля» ни дебютным, ни переломным. Его историческая ценность состояла в том, что это был первый альбом нового материала, созданного действующим концертным составом группы после первого большого турне.
Это в самом деле важный этап в жизни любого коллектива, когда музыканты прошли испытание дорогой и получили первый совместный опыт. Вряд ли кто-то, помимо участников группы и приближенных, мог расшифровать тексты Ильи Лагутенко именно как гастрольные впечатления. Впрочем, вряд ли кому-то в принципе под силу стопроцентно достоверное толкование его текстов, как и название альбома. А записать песни было решено на студии Питера Гейбриела Real World. К моменту записи «Мумий Тролль» уже мог себе такое позволить, и это тоже был исторический момент.
Праздничные мероприятия в честь 20-летия альбома прошли в специально созданной «VR-вселенной "Точно. Ртуть. Алоэ"». Сначала группа «Мумий Тролль» сыграла песни из альбома в оригинальных версиях, а затем на сцену вышли артисты, записавшие песни для выпущенного в тот же день трибьюта «Карнавала. Нет. XX лет»,— Иван Дорн, ГШ, Kito Jempere и др.
Если бы речь о «VR-вселенной» группы «Мумий Тролль» зашла год назад, о ней можно было бы говорить просто как о трюке — самые разные группы уже довольно давно баловались концертами, на которых можно было «присутствовать», надев шлем виртуальной реальности. Но в 2020 году из-за эпидемиологических ограничений практически вся концертная деятельность офлайн остановилась, и музыканты стали лихорадочно искать формы дистанционной коммуникации с публикой. «Мумий Тролль» стал записывать карантинные видео с подзаголовком «Все дома». Музыканты находились в разных географических точках, но за счет нестандартных постановочных решений, странных костюмов из подручных средств и пространных монологов лидера их ролики выглядели интереснее и остроумнее большинства подобных видео.
Однако даже самые изобретательные онлайн-квартирники очень быстро всем надоели. «Мумий Тролль» вспомнил о 20-летии «Точно. Ртуть. Алоэ», а заодно задумался о создании виртуальных миров, где можно было бы сыграть праздничный концерт. Владельцев шлемов виртуальной реальности пригласили на полноценное шоу с обзором 360 градусов, где зритель оказывался прямо среди музыкантов, а за спинами последних менялся фон — в песне «Моя певица» в полном соответствии с текстом падал снег, а в «Невесте» были использованы поп-арт-мотивы из одноименного клипа. Пользователь обычного компьютера мог зайти на виртуальную «Главную сцену» и послушать основных героев мероприятия, а потом наведаться к Tribute Stage и изучить кавер-версии из альбома «Карнавала. Нет. XX лет». Был также магазин сувенирной продукции, а обладатели билетов в зону Meet & Greet могли лично пообщаться с артистами. Словом, все как на настоящем фестивале.
В интервью, предшествовавших событию, Илья Лагутенко делал акцент на том, что группа старалась максимально приблизиться к типу взаимодействия, который свойственен музыкантам на сцене, а также преодолеть все технические препятствия, которые неизбежно возникают, когда музыканты находятся далеко друг от друга. Окончательно избавиться от нестыковок, связанных с особенностями интернет-соединения, не удалось, да «Мумий Тролль» в общем-то и не пытался показать живой концерт во всем его идеальном правдоподобии, иначе в кадре были бы видны провода, усилители и мониторы, а музыканты корректировали бы настройки инструментов между песнями. Скорее это был новаторский онлайн-аттракцион, который явно расширил представления аудитории о том, что в принципе возможно делать в искусственно сгенерированной дигитальной среде. К сожалению, на фоне виновников торжества участники трибьюта смотрелись уныло. Сам же «Мумий Тролль» не столько добился эффекта присутствия, сколько показал индустрии онлайн-концертов свежий ход, которым, как знать, кто-то может и воспользоваться,— перспективы полномасштабных живых концертных событий на ближайшие месяцы безрадостны.
А что до правды жизни, то реальную историю создания альбома «Точно. Ртуть. Алоэ» лучше поискать в 20-минутном любительском фильме, который снял ныне не состоящий в рядах группы Евгений Звиденный. Фильм не включили в «VR-вселенную», но он есть на YouTube, трогательный и весьма информативный.