Ничто на земле
Концепция «Ноль отходов»
Модная в последние годы концепция Zero Waste («Ноль отходов») фактически ведет свою историю с начала 1970-х — периода расцвета электронной промышленности. Именно тогда японская Toshiba ввела на своем производстве правило Zero Defects, обозначив стремление не только выпускать высококачественный продукт, но и делать его с минимальными потерями. Примерно в то же время идею нулевых отходов заложил в название своей компании — Zero Waste Systems Inc.— американский химик Пол Палмер.
Сейчас Zero Waste — это и элемент бизнес-стратегии передовых корпораций, и правило, которым руководствуются наиболее сознательные люди в повседневной жизни. Их пока немного, но они есть и ведут активную пропагандистскую деятельность. Одним из самых ярких активистов, которые на собственном примере показывают, что жить и не производить практически никаких отходов вполне возможно, стала американка Беа Джонсон. Сменив мегаполис на небольшой калифорнийский город, она с мужем пришла к идее безотходной жизни и протестировала ее на себе — это привело к выпуску нашумевшего бестселлера «Zero Waste Home: The Ultimate Guide to Simplifying Your Life», который переведен более чем на 20 языков. В России книга вышла под названием «Дом без отходов: как сделать жизнь проще и не покупать мусор». В ней Беа Джонсон рассказывает о «правиле 5R» — Refuse, Reduce, Reuse, Recycle, Rot, которые по-русски можно перевести в пять «О»: отказаться от ненужного, ограничить необходимое, опять использовать уже приобретенное, отдавать на переработку то, что нельзя повторно использовать, отправлять в компост остальное. Правила эти просты и очевидны, но выполнение их требует не только дисциплины, но и понимания своей ответственности перед природой.
Помимо отдельных активистов в мире существуют целые объединения, пропагандирующие подобный подход, к примеру, альянс Zero Waste International. В 2018 году он дал уточненное определение принципа «Ноль отходов»: это сохранение всех ресурсов посредством ответственного производства, потребления, повторного использования и восстановления продуктов, упаковки и материалов без сжигания и без сбросов в землю, воду или воздух, которые угрожают окружающей среде или здоровью человека. В качестве своих целей эта организация выбрала стремление к безотходности ресурсов (энергии, материалов и человеческих), сокращение до нуля выбросов в атмосферу, воду, а также в виде твердых отходов, безотходную административную и производственную деятельность, установку безотходного жизненного цикла товаров (от транспортировки до утилизации), отказ от использования токсических веществ. Все это планируется достигать путем внедрения на предприятиях безотходных стратегий управления и формирования у людей привычки к ответственному потреблению.
Многим Zero Waste не кажется практически реализуемой концепцией, поэтому стали появляться альтернативы попроще. К примеру, Low Impact, с одной стороны предполагающая развитие экоосознанности у частных лиц и компаний, а с другой — ставящая перед ними более реалистичные задачи. Основная из них — максимальное сокращение экоследа во всех сферах жизнедеятельности человека, но не ультимативная директива свести все отходы к нулю. Другая концепция — Cradle-to-Cradle — предполагает создание промышленных систем с циклическими процессами, в результате которых побочные продукты производства вторично перерабатываются или используются, что положительно должно повлиять на экологический след, оставляемый компанией.
При этом логичным кажется постепенный переход от более «расслабленной» системы к строгой. Именно его придерживаются большинство компаний, которые заявляют о том, что переходят на Zero Waste или стремятся к этому. Так, отели в обычное (до COVID-19) время в силу своей деятельности и частой смены постояльцев являются бизнесом с повышенным количеством отходов, хоть их и нельзя сравнить с промышленными производствами. Самые ответственные из них при этом не обязательно обозначают себя как «экоотели», хоть и делают много для того, чтобы приносить окружающей среде минимальный вред. В число лидеров по борьбе с загрязнением вошел Brenners Park Hotel & Spa в Баден-Бадене, где все отходы сортируются и перерабатываются. Отель также стремится обходиться без пластика и осуществляет закупки только у тех поставщиков, которые научились производить продукцию без него. Помимо этого на территории расположены зарядные станции для электромобилей, а гости отеля могут воспользоваться электромобилем для передвижения по городу. Каждый постоялец может оставить в отеле ненужную одежду, которую затем передадут в благотворительные организации. Еще один пример — L’Apogee Courchevel в Куршевеле. Отель организует дни по сбору мусора, привлекая добровольцев, контролирует количество отходов, связанных с поставками, использует многоразовые коробки, контролирует потребление воды и энергии, постепенно исключает одноразовые пластиковые предметы. К концепции Zero Waste стремится и отель Alila Villas Uluwatu на Бали. Виллы на его территории построены с использованием переработанных материалов, к примеру железнодорожных шпал, и спроектированы с крышами из вулканических пород и бамбуковыми потолками, чтобы увеличить поток воздуха и минимизировать потребность в кондиционировании. Резервуары для дождевой воды и система очистки стоков экономят воду на всей территории. Здесь также построена лаборатория, в которой остатки пищи компостируются, стекло и керамика измельчаются и превращаются в песок для производства экологически чистых строительных материалов, а пластиковые отходы перерабатываются в дизельное топливо, керосин и бензин.
Интересно обратить внимание и на отели из более доступного сегмента. Так, Nomad Le Havre во французском Гавре в общественных зонах и коридорах использует ковры, которые были изготовлены из отслуживших свое рыболовных сетей. Дерево, пошедшее на настил полов и для изготовления мебели, было получено из сертифицированных, ответственно выращиваемых лесов, а средства для ухода за сантехникой на 90% сделаны из мелкодисперсных минеральных составов, полученных из ближайшего карьера, и на 100% безопасно утилизируются. При этом отель предлагает постояльцам заметные скидки, если они решат отказаться на время пребывания в отеле от использования телевизора, кондиционера, не будут потреблять более 100 литров в день на человека в душе, а также откажутся от смены полотенец и постельного белья. По статистике отеля, три четверти постояльцев выбирают как раз такие, экоответственные условия проживания, а 45% выбирают этот отель как раз из-за возможности свести свой экологический след пребывания в нем к минимуму.
Еще один бизнес с большим количеством прежде всего органических отходов — ресторанный. Одним из первых на путь Zero Waste встал теперь уже легендарный ресторан Silo, который в 2014 году открылся в курортном Брайтоне (Великобритания). Местный шеф-повар Блэр Хэммонд стал активно использовать остатки продуктов для приготовления бульонов, вкусовых и декоративных присыпок для различных блюд, а также активно выпускает все новые рецепты и учит всех желающих, как превратить очистки и ранее выбрасываемые части продуктов не только в съедобные, но и вкусные блюда. Подобной концепции придерживается и шеф-повар московского ресторана северной кухни Bjorn Никита Подерягин. Помимо того что в этом заведении по максимуму используются местные продукты, бумага и салфетки в ресторане сделаны из сданного им же сырья. Больше всего в России ответственных рестораторов приходится на Санкт-Петербург. Около сорока из них, в числе которых Grun и Meal, объединились, чтобы совместными усилиями организовать вывоз на переработку заранее рассортированного мусора. А популярная ресторанная группа Duoband Дмитрия Блинова и Рената Маликова пошла дальше. На сайте их ресторана Harvest есть даже отдельный раздел Zero Waste, где в презентацию сведены все успехи команды по сокращению отходов. Там можно узнать, что изначально философия Harvest (а также других ресторанов группы — Duo и Duo.Asia) предполагает внимательное и бережное отношение к продуктам, только натуральные материалы в оформлении, максимум дневного света, минимум деталей, а также отказ от ресурсоемких продуктов, минимизацию мусорного следа, ответственное потребление во всем и отказ от использования опасных для экологии продуктов. При этом в качестве направлений для снижения потребления были выбраны отказ от бумаги, от вакуумной готовки при низких температурах, бутилированной воды, одноразовых баллонов для сифонов, излишних хозяйственных товаров (пластика, фольги, пергамента, одноразовых перчаток, мусорных мешков, вафельного полотна и одноразовых трубочек). Такой подход дал и положительный экономический эффект: в мае 2019 года, до перехода на ответственное потребление, расходы на сопутствующие материалы составили около 137 тыс. руб., а в октябре 2019-го (после перехода) — 87 тыс.
Среди модных марок есть большое количество тех, кто заявляет о том, что их продукция полностью произведена из переработанных материалов, но при этом не раскрывает информацию о том, как они поступают с обрезками тканей и нитей, а также как расходуют воду и электроэнергию. Одной из самых честных можно признать компанию Ermenegildo Zegna, которая известна не только как один из самых больших мировых производителей высококачественных тканей, но и как мужской модный бренд. В рамках проекта #UseTheExisting, который марка активно внедряет в жизнь уже не первый сезон, все обрезки, а также нераспроданные остатки одежды перерабатываются, а полученные ткани используются для создания новых коллекций. Подобным образом такие ткани можно переработать до пяти-восьми раз. Коллекция осень-зима 2020/21 наполовину сшита из таких материалов. В будущем креативный директор Алессандро Сартори хочет выпускать и линию одежды, которая на 100% будет сшита из новых экологичных тканей.