Удача повернулась числом

В групповом этапе главного еврокубка впервые участвуют три российских клуба

Стартующий сегодня групповой этап очередного розыгрыша Лиги чемпионов — это очень хороший шанс для России спустя четыре года вернуться в play-off главного еврокубка. По крайней мере с чисто математической точки зрения: в основном раунде она впервые представлена сразу тремя клубами. А одной из основных помех — помимо крепких оппонентов — в деле реализации шанса для «Зенита», «Локомотива» и «Краснодара» выглядит чрезвычайная плотность календаря, по которому им придется биться за путевки в кубковую стадию.

На групповом этапе Лиги чемпионов российским клубам (слева — новичок «Зенита» Вендел) предстоит бороться с сильными соперниками и плотным календарем

Фото: Игорь Руссак, Коммерсантъ

Эта Лига чемпионов уже превратилась для России в очень удачную еще до жеребьевки группового этапа, когда, пройдя в квалификации греческий ПАОК, в него прорвался «Краснодар», присоединившийся к «Зениту» и «Локомотиву». Таким образом, отечественный футбол впервые в истории оказался представлен в основной, той, что приносит серьезную славу и серьезные деньги, стадии самого заметного клубного турнира сразу тремя командами. Два из них стартуют сегодня: «Зенит» сыграет дома с бельгийским «Брюгге», а «Краснодар» на выезде — с французским «Ренном». Гостевой матч «Локомотива» с австрийским «Зальцбургом» состоится в среду.

Внушительное представительство — это еще и дополнительный шанс добыть то, что довольно долго ускользало от российских клубов. Речь о путевке в play-off Лиги чемпионов, полагающейся за позицию в топ-двойке. Она всегда была для российских команд, в отличие от команд «большой европейской пятерки», нерядовым призом, но все же на стыке прошлого и уходящего десятилетий они как-то наловчились получать ее более или менее регулярно: по-настоящему длительных провальных серий не было.

Все закончилось в 2016 году, когда в кубковую стадию проник «Зенит». С тех пор охота за путевкой неизменно оборачивалась неудачей.

Правда, неизменно вел ее тандем, а не трио, чьи перспективы выше хотя бы чисто математически.

Впрочем, в любом случае нынешний российский расклад, конечно, не кричит о том, что play-off, даже учитывая пополнение в отряде охотников, уже совсем близко. На той чашечке измеряющих его весов, что собрала российские плюсы, безусловно, есть гирьки. Например, ни про один из трех клубов не скажешь, будто он подошел к групповому этапу в состоянии, похожем на кризисное. «Зенит» лидирует в чемпионате и в основном играет надежно. У «Локомотива» был длинный отрезок, когда он действительно выглядел скверно и очки дарил направо-налево противникам, которым Лига чемпионов не может присниться и в сладких снах. Но черный период вроде бы позади, и в активе железнодорожников сейчас серия из четырех выигрышей в национальном первенстве — не ярких, но намекающих на то, что все налаживается. «Краснодар» слегка выпадает из общего ряда, а стабильность — точно не предмет его осенней гордости. Однако чем-то катастрофически плохим и от его игры, от его продуктивности не веет.

Все три клуба поработали на трансферном рынке — пусть не усилившись радикально, так, чтобы заставить котировки взлететь в космос, но как минимум добавив «глубины» заявками.

А волна травматизма, прошедшаяся по российскому чемпионату, более или менее пощадила их. Хотя, разумеется, для тех, кто переживает за «Зенит», новость о том, что встречу с «Брюгге» пропустит Малком,— из разряда очень неприятных. Те, кто переживает за «Локомотив», наверняка до сих пор воображают, насколько прочнее была бы опорная зона, находись в ней заработавший разрыв крестообразных связок Дмитрий Баринов. А те, кому дорог «Краснодар», загрустили, узнав, что из-за «сомнительных» тестов на коронавирус — рутина 2020 года — во Францию не поедут Реми Кабелла и Евгений Маркин и что из-за ангины там также не будет наставника кубанцев Мурада Мусаева.

Однако кажется, на чашечке противоположной гирек все же побольше и они повесомее. Прежде всего бросается в глаза качество набора соперников в российских группах. «Брюгге», «Ренн» и «Зальцбург» среди них котируются наиболее скромно, а ни на кого из них не пришпилишь ярлык слабака, потенциального поставщика очков. Это условные аутсайдеры. «Ренн» — так вообще делегат от «большой пятерки». Еще шесть клубов — сплошь гранды второго или чаще первого эшелона. У «Зенита» после «Брюгге» будут дортмундская «Боруссия» с «Лацио», у «Локомотива» — «Бавария» с «Атлетико», у «Краснодара» — «Челси» с «Севильей».

И на признаки кризиса, как и в ситуации с российскими командами, взгляд, изучая их положение, натыкается лишь изредка.

Ну явно не идет разве что у «Лацио», который далеко от верхушки итальянского чемпионата, а в минувший уикенд «влетел» — 0:3 — «Сампдории». Насчет остальных — так, мелкие зацепки. «Челси», скажем, многовато пропускает: в пяти турах английского чемпионата у лондонцев было аж три матча, когда их ворота поражали трижды. У «Севильи», наоборот, не клеится с забиванием голов. «Ренн» замечательно, словно решил бросить перчатку ПСЖ, рванул во французском чемпионате, но к середине осени притормозил и в минувших двух турах ограничивался ничьими с «Реймсом» и «Дижоном».

Наконец, есть такая гирька, которую часто предпочитают не замечать, но масса которой на самом деле, похоже, отнюдь не символическая. Усредненный, что ли, сценарий выступления российских клубов на групповом этапе Лиги чемпионов — это неплохой старт и посредственный, а то и откровенно заваленный финиш в ноябре—декабре.

Все розыгрыши после того, который принес play-off «Зениту», тезис в общем и целом иллюстрируют. В 2017 году второй круг группового турнира принес поначалу бодренькому ЦСКА всего одно очко. В 2018-м он погубил недурно смотревшийся «Спартак», финальной точкой для которого были 0:7 от «Ливерпуля». В 2019-м «Зенит» расстался с еврокубками, потерпев разгромное — 0:3 — поражение в заключительном туре от «Бенфики».

Объяснение этому тренду напрашивается простейшее.

Российский чемпионат перешел на систему «осень—весна», но в ритм с большинством европейских все равно не попадает.

Перерыв между сезонами в нем обрывается рано. Следствие этого — пристойный тонус игроков перед открытием групповой еврокубковой стадии и расплата в виде усталости, перегруженности перед ее окончанием.

Пандемия календарь скорректировала, отложив начало всех турниров — и внутренних, и международных. Специфический же российский кейс она, видимо, только усложнила.

Вот прошлогодний «Зенит». Перед срывом с «Бенфикой» за его спиной были наряду с еврокубковыми матчами 19 туров в чемпионате страны. В этом розыгрыше Лиги чемпионов перед тем, как завершится групповой этап, их будет на два меньше. Но принципиальная разница в сроках. На те 19 ушло практически пять месяцев, на «пандемийные» 17 уйдет менее четырех. А еще нельзя забывать о символичности, эфемерности перерыва между российскими сезонами, сокращенного коронавирусом… И если с прежней плотностью графика российские клубы справлялись так себе, то наивно, наверное, ожидать, что новая будет для них подарком.

Алексей Доспехов

Вся лента