«Петербург — это не только исторический центр»

Интервью

Благоустройство наряду с дорожным строительством — одна из сфер, которая ощутила не себе последствия сокращения бюджетных расходов. Кроме этого, объем доходов Петербурга на фоне других регионов РФ не позволяет запрашивать федеральное финансирование на развитие комфортной среды. О том, как в этих условиях обустраивать город и почему внимание необходимо уделять новым микрорайонам, рассказал профильный вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко.

— Какие изменения в программе городской среды произойдут на фоне секвестра бюджета?

— Действительно, в связи экономической ситуацией, связанной с новой коронавирусной инфекцией, объем финансирования регионального проекта на 2020 год из бюджета Петербурга сокращен. Учитывая тот факт, что основной объем благоустройства выполняется за счет бюджета города, а сейчас, как вы понимаете, таких возможностей, как в прошлом году, нет, упор делается на объединение финансовых средств муниципальных образований и администраций города, направляемых на благоустройство территорий. В итоге город достигает показателей, которые значатся в паспорте регионального проекта. По итогам 2019 года индекс качества городской среды по Санкт-Петербургу составил 243 балла, что является вторым показателем среди крупнейших городов после столицы.

— Планирует ли город заявлять финансовые потребности для реализации программы городской среды из средств федерального бюджета?

— В соответствии с правилами распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ средства предоставляются, если уровень расчетной бюджетной обеспеченности региона равен или меньше единицы. В Петербурге он значительно выше, поэтому субсидии не предусмотрены, хотя городские власти выступали с инициативой о перераспределении федеральным центром неосвоенных по программе средств.

— Что необходимо, по вашему мнению, для создания комфортной городской среды — дополнительное финансирование, участие жителей, бизнеса, инициативность?

— Само понятие комфортной городской среды определяется рядом факторов, и некорректно говорить, какой из них более значимый. Все перечисленные вами составляющие важны в этой работе. Механизм простой. Объединяя бюджеты всех уровней власти — города, муниципальных образований, районов, а также инвесторов,— выстраивается работа по реализации инициатив горожан. Я много лет проработал в этой сфере, в том числе в районной администрации, и скажу исходя из своего личного опыта: любой проект благоустройства будет успешен, если он откликается на ожидания горожан. И здесь роль уже играет умение руководителей на местах получить корректную обратную связь от жителей. Сложность, конечно, в том, что мнения жителей одного дома и одного микрорайона могут быть диаметрально противоположными. Тогда при активном отстаивании позиций каждой стороной никакое дело не продвинется. Здесь, как в басне Крылова, каждый будет гнуть свою линию. Но это крайние случаи. Повторюсь, в вопросе благоустройства важна работа районов и муниципалитетов, которые напрямую общаются с горожанами и формируют свои адресные программы на основе мнений жителей. Профильному комитету также поручено в ближайшее время актуализировать нормативную базу, регламентирующую порядок распределения средств на благоустройство, порядок проведения рейтингового голосования. Вы отметили участие бизнеса. Наиболее ярким примером является партнерство города с крупнейшей энергетической компанией России, в рамках которого реализуются проекты по художественной подсветке архитектурных ансамблей и комплексному благоустройству улиц центральных районов Петербурга.

— Какова политика правительства Петербурга в отношении развития городской среды, если абстрагироваться от заданных показателей федеральных нацпроектов?

— Политика очень простая: доступность к объектам благоустройства для каждого. Если говорить о примерах, выполненных в 2019 году, то это, например, строительство набережной на Крестовском острове, благоустройство Ивановского карьера, набережной реки Карповки. Все они вызвали большое количество позитивных отзывов у жителей Петербурга. Отклик горожан говорит о том, что именно таких объектов должно быть реализовано больше.

Сейчас созданы ландшафтно-градостроительные концепции благоустройства территорий каждого района, на основании которых формируется имидж новых территорий. Если анализировать весь перечень проектов прошлого и текущего года, то прослеживается три основных вектора работы: благоустройство дворов, в том числе строительство детских и спортивных площадок для детей с ограниченными возможностями, развитие общественных пространств вдоль основных городских водных артерий, то есть обустройство набережных, и третье направление — развитие зеленых зон и парков.

— Какой опыт зарубежных стран, по вашему мнению, применим для Петербурга в реализации программ городской среды? Что хотелось бы привнести в город? Возможно, есть опыт Москвы, который планируется перенять?

— Не хочу никого обидеть, но я считаю, что Петербург — лучшее, что есть в России. Это культурная столица нашей страны. Исторический центр с уникальными архитектурными ансамблями города находится под охраной ЮНЕСКО. Повторюсь, Санкт-Петербургу необходимо сохранять собственную идентичность, учитывающую традиции, а также ландшафтно-градостроительные концепции благоустройства территорий каждого района. Однако мы видим возможность перенимать опыт зарубежных стран в области новых технологий, таких как «Умный город». Это позволит по-новому осмыслить решения в области благоустройства и содержания территорий. В целом, я считаю, что объектов благоустройства должно быть больше. И мы над этим работаем. Но если уж сравнивать с зарубежными странами, то вы увидите, что там другой подход к благоустройству — в основном строят спортивные зоны на микрорайон, не больше.

— Заявлено, что Петербург в 2019 году обустроил 30 общественных пространств. Что это за проекты? Считаются ли в них частные? Сколько проектов будет в 2020–2021 годах?

— В 2019 году расходы на благоустройство были увеличены с 1,5 до 4 млрд рублей. По итогам года общероссийский рейтинг показал, что каждый третий проект федерального реестра лучших практик благоустройства был реализован именно в Петербурге. Всего в него вошли 53 объекта благоустройства, которые были реализованы как за бюджетные средства (в рамках регионального проекта), так и на средства частных инвесторов.

Наиболее значимыми объектами, реализованными в 2019 году в рамках региональной программы, стали территория Малого Ильинского сада, сквер с элементами национального южнокорейского колорита в Кронштадтском районе «Инчхон», первый этап реконструкции набережной реки Карповки, набережная у станции метро Новокрестовская, рекреационная зона озера Гореловское, территория школы-интерната № 1 им. Грота, парк Героев-Пожарных.

Например, «Сад ощущений» для слепых и слабовидящих детей на территории школы-интерната № 1 — один из лучших социальных объектов России. Здесь отработали не просто архитекторы. Сад включен в федеральный реестр лучших практик по благоустройству и награжден национальной премией по ландшафтной архитектуре. В том же Красногвардейском районе на территории Малого Ильинского сада установлено спортивное оборудование для подготовки к сдаче комплекса ГТО, построена детская площадка, создано современное общественное пространство для отдыха с амфитеатром, сценой, подходом к воде. В 2020 и 2021 годах по паспорту проекта планируется обустроить по 12 общественных пространств.

— Что именно входит в понятие благоустроенных дворовых территорий — одного из критерия в программах нацпроекта? Что надо сделать, чтобы включить двор в показатель программы?

— Финансирование благоустройства дворовых территорий обеспечивается не только бюджетом города, поэтому и приоритеты определяются муниципальными образованиями и районными администрациями на основе ряда критериев — физического износа дворов, срока последних работ по благоустройству, а также с учетом мнения жителей по итогам общественных обсуждений или рейтингового голосования. Жители могут инициировать любой проект благоустройства, обратившись в районную администрацию или муниципальное образование. Благоустроенной дворовой территорией является территория, на которой проведен ремонт проездов, обеспечено наружное освещение, установлены скамейки, урны, есть зоны отдыха или игровая зона, выполнены иные виды работ. Понятно, что каждый двор благоустроить таким образом по всем пунктам невозможно или возможно через определенное время, поэтому в некоторых случаях масштаб благоустройства может распространяться на микрорайоны или кварталы.

— Каково ваше видение развития районов и города? Все же Петербург, несмотря на то, что главная сокровищница его хранится в центре, это не только центральные районы.

— Создание комфортной городской среды в новых микрорайонах города — это еще одно направление работы на перспективу. По моему мнению, объектов благоустройства в районах массовой застройки должно быть больше, поскольку в целом общественных пространств и зон отдыха на этих территориях меньше, чем в районах с уже сложившейся жилой застройкой. Абсолютно согласен, что Петербург — это не только исторический центр.

Яна Войцеховская

Вся лента