«Нужно проводить тщательный отбор частных партнеров»
Интервью
Максим Прачик, генеральный директор Корпорации развития Среднего Урала
— Насколько в регионе востребован механизм ГЧП?
— Несмотря на сложную текущую экономическую ситуацию, необходимо искать возможности роста. Государственно-частное партнерство является механизмом привлечения частных инвестиций, который позволяет поддержать реализацию крупных проектов в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Большинство концессионных соглашений заключено в коммунально-энергетической сфере (90%), 6% приходится на социальную сферу, 3% — на транспортную. Однако именно транспортные концессии являются наиболее крупными по общему объему инвестиций — на них приходится 70% совокупной стоимости проектов. В основном это проекты по строительству инфраструктуры автомобильных дорог. В Свердловской области мы также наблюдаем сохранение общей тенденции и лидерство по реализации проектов в сфере ЖКХ. У нас заключено 65 концессионных соглашений. Из них один федеральный проект, четыре региональных и 58 муниципальных. Общий объем инвестиций по проектам составляет 27 млрд руб.
— Есть ли интерес у инвесторов к проектам ГЧП в социальной сфере?
— Начиная с 2019 года наблюдается рост проектов ГЧП в социальной сфере. Проекты ГЧП позволяют решать государственные задачи, определенные национальными проектами. Необходимо повышать комфортность городской среды через возведение объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы, спортивные объекты). В этом вопросе интересы представителей органов власти совпадают с интересами игроков строительного рынка, в особенности с теми, кто занимается проектами комплексного освоения территорий. Развитая социальная инфраструктура в районе жилой застройки делает такие проекты более привлекательными.
— В условиях реализации проектов с ГЧП как застрахован от возможных рисков подрядчик?
— Что касается гарантий, то в соглашениях о ГЧП, действующих в рамках ФЗ-115 и ФЗ-224, предусмотрена защита от рисков и частной, и публичной стороны. В соглашении о ГЧП распределены риски, ответственность сторон и предусмотрены механизмы особых обстоятельств и компенсаций для инвестора. Более того, законодательство о государственно-частном партнерстве позволяет инвестору принимать участие в переговорах с органами власти до подачи заявки (в случае с госзакупками такая практика запрещена) и предлагать свои условия по проекту. В свою очередь, публичная сторона застрахована от недостроев и долгостроев за счет того, что финансовые обязательства выполняются после ввода объекта в эксплуатацию. Таким образом, проекты ГЧП смещают фокус застройщика со строительства на эксплуатацию объекта.
— Чем занимается КРСУ при реализации проектов ГЧП в Свердловской области?
— Независимо от влияния пандемии на рынок инфраструктурных проектов, корпорация продолжает оказывать поддержку как публичной, так и частной стороне в подготовке и реализации ГЧП-проектов. В инвестиционном портфеле корпорации находятся соглашения на оказание консультационных услуг и соглашения о сотрудничестве, сумма которых достигает 10 млрд руб. Сейчас мы на пути согласования условий по первому в Свердловской области концессионному соглашению о строительстве школы на 925 мест. В планах — заключить соглашение к концу 2020 года. Также важно отметить, что в июле 2020 года правительство Свердловской области и ОАО «РЖД» подписали концессионное соглашение по строительству транспортной инфраструктуры. Корпорация выступала со стороны публичного партнера в части согласования условий проекта.
— Что может стать точкой роста для увеличения проектов ГЧП?
— Мы можем выделить ряд ключевых факторов успеха при реализации проектов ГЧП. Прежде всего, крайне важна заинтересованность профильных органов власти в реализации таких проектов. Инициатива должна исходить по большей части не со стороны частного, а со стороны публичного партнера. Поскольку именно публичный партнер может создать основу для определения оптимальных рыночных условий для привлечения частного капитала. Кроме того, в целях повышения перспектив реализации проекта нужно проводить тщательный отбор частных партнеров проекта, обладающих высокой профессиональной репутацией. Очень важно обеспечивать правильную открытую информационную политику, способствующую росту доверия бизнеса к органам власти. Необходимым фактором является развитие механизмов банковского финансирования, а также альтернативных механизмов привлечения инвестиций. Все это в целом раскроет потенциал механизмов ГЧП и создаст необходимый «поток ГЧП-проектов».