Долги покроют ценными бумагами
Правительство Удмуртии хочет увеличить лимит на выпуск гособлигаций до 10 млрд рублей
Минфин Удмуртии предложил увеличить предельный объем государственного облигационного займа с 5 до 10 млрд руб. Соответствующие изменения в закон о бюджете 2020 года рассмотрели на заседании правительства республики. По словам премьера Ярослава Семенова, благоприятная рыночная конъюнктура позволит разместить гособлигации на выгодных условиях и рефинансировать ранее взятые кредиты. Эксперты отмечают, что в условиях экономического кризиса выпуск облигаций — это оптимальный вариант для получения заемных средств, при этом облигации регионов традиционно пользуются спросом среди инвесторов.
Проект изменений в закон о бюджете на 2020 год рассмотрели на заседании правительства Удмуртии, которое прошло в онлайн-формате. Министр финансов республики Станислав Евдокимов предложил увеличить установленный лимит государственного облигационного займа республики для привлечения долгосрочных заимствований до 10 лет. Сейчас лимит установлен на уровне 5 млрд руб., предлагается сумму увеличить до 10 млрд.
Как отметил председатель правительства Ярослав Семенов, учитывая благоприятную рыночную конъюнктуру на долговом рынке, средства, полученные в результате размещения облигаций, пойдут на рефинансирование ранее взятых краткосрочных коммерческих кредитов.
«Кроме того, выпуск облигаций позволит снять риски рефинансирования на конец года. На данный момент средневзвешенная ставка по нашему кредитному портфелю составляет 5,98%, по облигациям она составит 5,65%, и эта разница приведет к снижению расходов на обслуживание госдолга. Что касается увеличения госдолга, то на сегодняшний день большинство регионов, особенно промышленных, оказались в схожей ситуации: в связи с непростой ситуацией в экономике снижаются доходы бюджетов, при этом растут расходы на мероприятия, связанные с ковидом. Как результат — субъекты вынуждены прибегать к заимствованиям»,— рассказал господин Семенов.
Правительство также увеличивает объем расходов на 960,5 млн руб. Средства пойдут на создание резерва для оперативного решения вопросов по работе медучреждений, а также на проведение мероприятий по профилактике и лечению новой коронавирусной инфекции. В результате дефицит бюджета увеличится до 13 млрд руб. Изменения в закон о бюджете будут рассмотрены на ближайшей сессии госсовета Удмуртии 27 октября.
Госдолг Удмуртии по данным на 1 октября 2020 года составлял 54,14 млрд руб. 45% от его объема — бюджетные кредиты, 46% — заимствования, полученные от кредитных организаций. Обязательства Удмуртии по ценным бумагам составили 5 млрд руб. или 9% от объема госдолга.
В конце сентября Удмуртии выплатила 131,5 млн руб. на погашение 15 купона облигаций серии 35002. На одну облигацию номиналом 1 тыс. руб. выплачено 26,3 руб. при ставке купона 10,55% годовых. Удмуртия разместила облигации второй серии в объеме 5 млрд руб. в сентябре 2016 года. В настоящее время в обращении остались семилетние облигации Удмуртии в объеме 2 млрд руб., размещенные в октябре 2013 года. Также имеются 10-летние облигации в объеме 5 млрд руб., размещенные в сентябре 2016 года.
Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк отмечает, что сам по себе дефицит бюджета или его отсутствие не свидетельствует о неэффективности региональных расходов. Скорее федеральным центром выдается карт-бланш на возможность привлечения средств в первую очередь в тех регионах, которые ранее отличались высокой дисциплиной исполнения регионального бюджета, говорит эксперт. «Федерального финансирования в 2021 году будет недостаточно для борьбы с последствиями коронавируса, но в дальнейшем заемные средства, вероятно, будут компенсированы регионам. Даже если не через прямые дотации, то путем возможности наращивания регионального долга, возврат которого фактически гарантируется Минфином»,— пояснил господин Миронюк.
По его словам, ведомство до сих пор не допускало ситуации невыполнения субъектами обязательств по субфедеральным выпускам облигаций. Сложно оценить насколько дефицит бюджета критичен для Удмуртии, т.к. не до конца понятно, как будут в ближайшие годы осуществляться дотационные выплаты тем или иным регионам в связи с ситуацией с коронавирусом, отмечает аналитик «Фридом Финанс». При этом если на муниципальном уровне чаще привлекаются банковские кредиты, то на региональном распространен выпуск облигаций.
«Суммы привлечения средств в рамках эмиссии облигаций обычно кратно превышает суммы, привлеченные по кредитам. Выпуск облигаций дает возможность привлекать значительные средства от широкого круга инвесторов. Конъюнктура рынка действительно позволяет привлекать средства путем выпуска облигаций, при этом ставка не будет значительно превышать ставки ОФЗ»,— добавил эксперт.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что в условиях экономического кризиса и дефицита бюджета такие инструменты как облигационные займы позволят привлечь дополнительные средства для регионов. «Облигационные средства имеют большие возможности использования по сравнению с обычным кредитом, не имеют залога, позволяют диверсифицировать портфель заимствований. Облигации также выступают страховочным инструментом, что дает большую стабильность финансовому потоку»,— говорит эксперт.
По словам декана факультета экономики университета «Синергия» Олеси Кухаренко, продолжающийся спад регионального производства в 2020 году привел к уменьшению налоговой базы, и, следовательно, к уменьшению поступлений в региональные бюджеты. «Как показывает практика, с целью латания финансовых дыр посредством выпуска ценных бумаг региональные власти прибегают к облигационным займам. В результате появляются новые долговые обязательства и серьезные последствия для развития региональной экономики и состояния денежного обращения в стране. Степень риска по таким облигациям достаточно низкая. Их можно рассматривать как интересный инструмент частным инвесторам, которые ищут высокую доходность и альтернативу банковским депозитам»,— отметила госпожа Кухаренко.