Суд обнулил сертификат
Уральцу вернули деньги за неиспользованную подарочную карту
На Урале возник судебный прецедент — клиент смог вернуть средства за неиспользованный подарочный сертификат, хотя у него кончился срок действия. Иск к ООО «Гостинично-развлекательный комплекс “Евразия”» (гостиница Ramada в Екатеринбурге) подал Роспотребнадзор, куда обратился потребитель, которому не стали возвращать деньги за сертификат с истекшим сроком действия. В итоге суды первой и апелляционной инстанции иск удовлетворили. По словам юристов, отказ от возврата денег может быть признан судом как незаконное обогащение.
Свердловский областной суд оставил без изменения решение Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга, который признал незаконными правила пользования подарочными сертификатами гостиницы Ramada. Как рассказали в облсуде, иск подал Роспотребнадзор, куда поступила жалоба потребителя на ООО «Гостинично-развлекательный комплекс “Евразия”» (предоставляет гостиничные услуги и спа в гостинице Ramada). Согласно обращению, компания отказалась возвращать деньги за подарочный сертификат с истекшим сроком действия.
ООО «Гостинично-развлекательный комплекс “Евразия”» было основано в 2015 году и занимается гостиничным бизнесом. По данным «СПАРК-Интерфакс», уставный капитал составляет более 101,4 млн руб. Доходы в 2019 году составили 364,9 млн руб., расходы — 349,4 млн руб.
«В правилах пользования подарочными картами отеля Ramadaby Wyndham Yekaterinburg и спа-комплекса Ramada есть пункты, запрещающие возврат и обмен подарочной карты на денежные средства, а также возврат неиспользованных средств при использовании подарочного сертификата. Роспотребнадзор в иске просил признать данные пункты противоправными, а также потребовать у ответчика привести правила в соответствие с Гражданским кодексом РФ и законом “О защите прав потребителей”»,— рассказали в пресс-службе областного суда. В суде ответчик подчеркнул, что правила пользования сертификатами не противоречат действующему законодательству. По мнению ГРК «Евразия», оплата подарочного сертификата является акцептом определенным, полным и безоговорочным, а потребитель, покупая сертификат, соглашается с условиями, на которых подарочная карта реализуется и используется.
Верх-Исетский райсуд признал исковые требования Роспотребнадзора законными и потребовал удовлетворить их. Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу в Свердловский областной суд. «Судебная коллегия апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что у потребителей есть преференции в праве на отказ от исполнения договора и возврате уплаченной денежной суммы, как при продаже товаров, так и при оказании услуг»,— подчеркнули в пресс-службе облсуда. Решение суда первой инстанции было оставлено без изменений и вступило в законную силу.
«Деньги, которые были внесены при приобретении подарочного сертификата, являются авансом на покупку товара или услуги в будущем. Если подарочный сертификат не был использован, то аванс должен быть возвращен в полном объеме, иначе полученная компанией сумма станет неосновательным обогащением»,— считает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. По его словам, в законодательстве не определено понятие «подарочного сертификата», также нет специальных правовых норм, регулирующих приобретение товаров или услуг с использованием такого средства платежа.
«Данное решение суда не заставит магазины и организации по оказанию различных услуг отказаться от правил, в которых подарочный сертификат не подлежит возврату. Эти указания должны оказать психологический эффект, чтобы сподвигнуть потребителя воспользоваться сертификатом по назначению и приобрести товар или услугу. Ведь деньги уже получены и мысленно израсходованы компанией на свои нужны»,— добавил господин Денисов.
Участники рынка полагают, что потребитель прав в своем требовании вернуть деньги за неиспользованный сертификат. «Для предприятий лучше вернуть деньги или предоставить иную услугу. Отказ может подорвать авторитет компании. Подобного отношения люди не прощают»,— полагает региональный представитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Юлия Силина. По ее словам, потребители правы на 100%, и чтобы избежать репутационных потерь, компании лучше пойти на уступки. «Лучше сделать человеку добро и сделать его постоянным клиентов, чем отпугнуть от предприятия навсегда»,— добавила она.