Досудебные жалобы доведут до автоматизма
Минэкономики готовит цифровую базу для их рассмотрения
Минэкономики готовится к полноценному запуску механизма досудебного обжалования решений контролеров, который до июля 2021 года работает в пилотном режиме. Ведомство предлагает создать на базе ГИС по автоматизации контрольно-надзорной деятельности (КНД) отдельную подсистему для обеспечения процесса рассмотрения жалоб и его мониторинга, а также формирования аналитики. Последнее, вероятно, может быть использовано в дальнейшем для корректировки нормативных актов в рамках концепции доказательного госрегулирования.
Минэкономики предлагает автоматизировать работу властей с досудебными жалобами бизнеса на решения контролирующих органов — как рассказали “Ъ” в ведомстве, в рамках ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации КНД» (предназначена для обеспечения цифровизации контролирующих ведомств) будет создана отдельная подсистема. Как следует из подготовленного ведомством проекта постановления правительства, устанавливающего правила ее работы, федеральные ведомства должны будут перейти на работу с ней к середине 2021 года, когда завершится эксперимент по внедрению процедуры досудебного обжалования решений контролеров.
Напомним, в рамках реформы КНД в августе в пилотном режиме запущен механизм досудебного обжалования — эксперимент распространяется на решения МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора, но в 2021 году список участников может быть расширен. Бизнес может направлять жалобы через сайт госуслуг в случае несогласия с решениями о назначении проверки, предписаниями об устранении нарушений, а также мерами по недопущению вреда или прекращению его причинения.
К концу эксперимента правительство должно будет определить виды контроля, в рамках которых досудебное обжалование решений госорганов станет обязательным — с 2023 года до прохождения этой процедуры обратиться в суд для обжалования решений контролеров будет нельзя.
Из проекта Минэкономики следует, что после эксперимента список решений, подлежащих обжалованию в досудебном порядке, может стать открытым — в частности, в него предлагается включить решения об отнесении объектов контроля к категориям риска, от которых зависит, насколько пристальным будет внимание к предприятию со стороны инспекторов. Для бизнеса порядок подачи жалоб при этом не изменится — как поясняет директор департамента госполитики в сфере лицензирования, КНД, аккредитации и саморегулирования министерства Александр Вдовин, «для заявителя портал госуслуг останется единой точкой входа, в перспективе в ряде случаев возможно будет и направление жалоб через региональные порталы». С этими порталами система будет взаимосвязана — поступившие жалобы будут автоматически распределяться между ведомствами.
Так, система будет определять конкретного чиновника, который уполномочен рассматривать жалобу, контролировать срок ее рассмотрения, а также собирать однотипные жалобы для формирования аналитической информации. Как отмечают в Минэкономики, это позволит более эффективно распределять ресурсы и «рационализировать КНД по итогам мониторинга и аналитики жалоб».
Видимо, собранная в рамках подсистемы аналитика впоследствии может учитываться и при ежегодной оценке нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования к бизнесу, от которой зависит, будет ли их действие продлено — напомним, в числе прочего она должна учитывать и данные об обращениях субъектов регулирования (см. “Ъ” от 9 сентября). Более того, использование данных системы укладывается в идею использования цифровых систем для корректировки регулирования — как ранее говорил вице-премьер Дмитрий Григоренко, для этого планируется учитывать, в частности, данные о проверках бизнеса (см. “Ъ” от 17 августа).