«Не только совесть, но и штрафы»
Водителей Черноземья приучают не выезжать на полосы общественного транспорта
Вчера в Воронеже начали тестировать пилотную выделенную полосу для общественного транспорта — на улице Остужева и Северном мосту, не самом загруженном участке облцентра. Позже освободить полосы для автобусов планируется и на центральных улицах города в рамках реформирования системы общественного транспорта. По той же причине использовать «выделенку» недавно начали также Белгород и Орел. Пока дисциплинированное поведение водителей отмечает только Курск, где выделенные полосы действуют с 2007 года. Эксперты считают, что организация полос для общественного транспорта должна быть в первую очередь осмысленной мерой в глазах горожан.
Первая выделенная полоса для общественного транспорта в Воронеже была запущена вчера. Корреспонденты “Ъ-Черноземье” в течение дня были свидетелями того, как многочисленные воронежские автолюбители игнорировали правило выделенной полосы, особенно при въезде с Северного моста на правый берег города. Водителям пообещали постепенную адаптацию к нововведению, комплексы видеофиксации, в частности, еще предстоит монтировать. Власти утверждают, что залогом выполнения «выделенкой» своих функций станет администрирование движения по полосам, чтобы водители не нарушали правила.
Всего комплексной схемой организации дорожного движения предусмотрено создание 30 км выделенных полос на ключевых магистралях Воронежа, в частности на Московском проспекте, улице Плехановской, Чернавском и Вогрэсовском мостах.
Полосы для общественного транспорта уже действуют в других регионах Черноземья. В частности, они есть в Курске, Орле, Белгороде. Причем в Белгороде их запустили 19 сентября текущего года. Организация «выделенок» также стала частью транспортной реформы, которая реализуется в местной агломерации с 2019 года. В первую очередь был разработан основной транспортный коридор: улица Щорса — проспект Богдана Хмельницкого. 80% маршрутов общественного транспорта, который есть в агломерации, проходят по этой магистрали, пояснили в пресс-службе регионального департамента строительства и транспорта. В связи с этим пассажиропоток в общественном транспорте в этом коридоре «в пять раз превышает пассажиропоток индивидуального транспорта». При этом в часы пик средняя скорость движения маршрутных автобусов и троллейбусов падает до 8 км/ч. Устройство выделенных полос, по оценке разработчиков, позволило увеличить среднюю скорость движения общественного транспорта в 2,5 раза (до 20 км/ч).
Отметим, что выделенные полосы по улице Щорса разместили не традиционно, по правой полосе, а по центру проезжей части для большей свободы транспортных средств, исключая конфликт интересов при повороте направо. Остановки также расположены вдоль оси. Приподнятые на 30 см посадочные площадки должны обезопасить пассажиров от наезда автомобиля, а в тандеме с низкопольными автобусами создать безбарьерную среду. Выход с остановки на пешеходный переход осуществляется через пандус. Все пешеходные переходы регулируемые.
Также в процессе реновации улицы Щорса властями были приняты меры для «успокоения трафика»: сужены полосы на проезжей части (3,5 м на «выделенку», 3,25 — для другого транспорта) и установлено ограничение скорости — 40 км/ч для всех видов транспорта. Чтобы увеличить пропускную способность, кольцевые развязки заменили перекрестками со светофорным регулированием. По проспекту Богдана Хмельницкого выделенные полосы располагаются традиционно по правой полосе. Контролируют соблюдение правил дорожного движения видеокамеры на полосу. В дальнейшем в городе планируется организовать выделенные полосы по проспекту Славы и улице Преображенской (магистраль, которая пересекает проспект Богдана Хмельницкого). Таким образом, в Белгороде будет запущено 30 км выделенных полос.
В Орле выделенная полоса на Кромском шоссе около ТРК «ГРИНН» действует с июля. С момента ее появления сотрудники ГИБДД, по официальным данным, оштрафовали за езду по ней лишь 24 автолюбителя.
В Курске полосы для общественного транспорта были созданы еще в 2007 году. Сейчас в городе организовано пять «выделенок» общей протяженностью 6,86 км. Они расположены на улицах Александра Невского, Сонина, Ленина, Радищева и проспекте Победы. При этом ни на одной из этих магистралей нет выделенных полос в двух направлениях. В мэрии “Ъ-Черноземье” рассказали, что с момента их введения количество полос не сокращалось, а по ним в соответствии с ПДД могут ездить рейсовые автобусы, троллейбусы, маршрутные и легковые такси. За движение или остановку на «выделенке» других транспортных средств грозит 1,5 тыс. руб. штрафа, однако «штрафуют водителей крайне редко, так как в этом плане курские водители дисциплинированны».
Глава воронежской ГК «Автолайн», депутат гордумы Дмитрий Крутских рассказал вчера “Ъ-Черноземье”, что всегда был сторонником выделения полос для движения общественного транспорта. Но работать они, по мнению перевозчика, будут только при наличии средств фото- и видеофиксации. «В Москве дисциплинированны все, потому что штрафы неизменно приходят, — полагает господин Крутских. — Для Воронежа пока это диковинка». При этом бизнесмен уверен: надо приучать граждан к тому, что общественный транспорт более выгоден и удобен для городского перемещения. Поэтому «общественному транспорту нужно давать приоритеты». В этом ключе запуск «выделенки» именно по Северному мосту вызвал у собеседника “Ъ-Черноземье” удивление. «Объяснить выбор можно разве что пилотной функцией проекта — показать и научить водителей. Затем применять на более загруженных трассах — где заторы, светофоры и большие автомобильные потоки», — предположил Дмитрий Крутских.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, председатель общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин отмечает, что организация выделенных полос должна быть в первую очередь осмысленной мерой в глазах горожан. «Если пассажиры и водители видят, что полоса используется, что с ее помощью можно быстрее добраться, то возможно даже увеличение пассажиропотока в общественном транспорте. Если же на этой улице город стоит в пробке, а по полосе почти никто не едет, то у горожан возникают вопросы относительно правильности такого решения», — считает господин Блинкин.
По словам эксперта, при создании «выделенок» можно в общих чертах заранее просчитать, будет ли она необходима. В среднем по улице проезжает около 900 автомобилей, или 1–1,1 тыс. человек; если при организации полосы пассажиропоток в общественном транспорте оказывается большим, то по правилу «виртуального референдума» выигрывают они. «Но в каждом конкретном случае надо уже детальнее смотреть все показатели, в том числе обследовать движение до внедрения полосы и после», — добавил Михаил Блинкин. По его словам, на первых порах в привыкании водителей роль играет «не только совесть, но и штрафы»: «В зарубежных странах этому опыту уже несколько десятков лет, там люди привыкли, для них выезжать на эти полосы просто неприлично. А там, где обособленные полосы только внедряются, помогает жесткое администрирование».