Рост цен в валютной комплектации
Машины подорожали на 15% из-за ослабления рубля
За десять месяцев года цены на автомобили в РФ выросли в пределах 15%. При этом коронавирус, дефицит машин и ожидание дальнейшего удорожания по-прежнему вызывают ажиотажный спрос в автосалонах, даже несмотря на массовую отмену скидок. Опасения клиентов не беспочвенны: производители все еще не компенсировали рост валютной составляющей, и низколокализованные и импортные автомобили могут прибавить до 30% к стоимости. Повышение цен может растянуться на год, а в 2021 году по потребителю, в основном в бюджетном сегменте, ударит новый фактор: рост расходов отечественных поставщиков компонентов.
С января по 20 октября цены на автомобили на российском рынке увеличились на 3–15%, следует из расчетов автодилера «Авилон». Так, машины Hyundai подорожали в среднем на 4–5% на фоне изменения курсов валют, Mitsubishi — на 3,5–8,3% при обновлении модельного ряда. На 5,8–6,5% из-за роста курса евро прибавил в цене с начала года Fiat, отмечают в «Авилоне».
Также из-за девальвации выросла цена премиальных Jeep (на 10–14%), BMW (7–15%) и Audi (5–15%). При этом на стоимости машин последних двух брендов также сказался рестайлинг. Volvo, по данным «Авилона», в среднем подорожал на 5–12%. Представители Volvo признают роль ослабления рубля в корректировке стоимости. Машины марки Mercedes подорожали по той же причине на 3–12%, причем в последний раз их цена росла в октябре: по данным «Автостата», на 1,9–10,4%, или 70–860 тыс. руб. Не поднимали цены на свои автомобили в этом году Aston Martin и Ferrari.
Девальвацию в своих ценах отыгрывает и отечественный АвтоВАЗ. Там подчеркнули, что изменение курса неизбежно влечет за собой повышение цен на некоторые автокомпоненты, а также рост логистических издержек. Lada в январе—октябре подорожала в среднем примерно на 7%. В последний раз концерн увеличил цены в начале октября на все модели, за исключением внедорожника Bronto, на 0,8–2,9%, следует из данных «Автостата».
В этом же месяце подорожали и собираемые на АвтоВАЗе машины Datsun (на 2,1–2,9%), хотя их производство в РФ завершится уже в декабре. Теперь седан on-DO и хэтчбек mi-DO обойдутся клиентам на 15 тыс. руб. дороже. Nissan поднял цены на все свои кроссоверы на 0,3–4,4% (10–54 тыс. руб.). Четыре модели Volkswagen (Jetta, Polo, Tiguan и Touareg) прибавили в цене на 0,8–3,2% (20–48 тыс. руб.).
Увеличилась стоимость и автомобилей Chery: по расчетам «Автостата», кроссоверы Tiggo 4, Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 стали дороже на 1,2–3,3% (20–40 тыс. руб.).
При этом спрос продолжает расти. Его стимулируют ожидание дальнейшего роста цен и опасения, связанные с пандемией, повысившей привлекательность личного автомобиля.
Представитель Volvo отмечает, что девальвация рубля еще не отыграна. Динамика курса сильно опережает повышение цен. С ним согласны и в «Рольфе»: производители стараются сдерживать рост цен, чтобы удержать свою долю рынка, но постепенно прайс-листы будут корректироваться в сторону увеличения.
Сейчас более или менее безболезненно повышать цены помогает дефицит автомобилей, говорит Сергей Удалов из «Автостата», причем в случае глубоко локализованных машин отыграть можно даже больше, чем реальная валютная составляющая.
Дефицит новых автомобилей отметили почти 90% дилеров, следует из исследования «Авто.ру». То, что спрос превышает предложение, видят и в АвтоВАЗе, который занимает наибольшую долю рынка. Такая ситуация, говорит аналитик, приводит к отмене скидок, за исключением trade-in.
Представитель Volvo подтверждает, что число акций сократилось по сравнению с докризисным периодом. Основными причинами для этого стали отложенный спрос второго квартала, дефицит некоторых позиций, рост спроса в третьем квартале из-за колебаний курса валют и желание потребителя приобрести автомобиль по старым ценам.
Сергей Удалов подчеркивает, что рубль просел на 25–30% к валюте, и эта величина еще не полностью учтена в ценах. 80% российского авторынка приходится на собираемые в РФ автомобили, отмечает он, и в этом сегменте, вероятно, повышение окажется ниже величины девальвации. Кроме того, цены традиционно повышают плавно, как это уже было в 2014 году, и процесс может затянуться на год. А в следующем году дополнительное давление на цены окажет окончание промсборки у отечественных поставщиков компонентов, отмечает он. Источники “Ъ” говорят, что в основном оно отразится на наиболее локализованных игроках.