Коряки напомнили о своем статусе
Бывший автономный округ грозит снова отделиться от Камчатки
Общественные организации коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Корякии выступили против планов губернатора Камчатского края Владимира Солодова по ликвидации администрации Корякского округа. Авторы обращения отмечают, что задекларированный в уставе края особый статус округа так и не получил «законодательного и финансового наполнения», а работа по поддержанию жизнедеятельности велась именно местной администрацией. Если власть не услышит северян, они намерены инициировать выход Корякии из состава созданного 15 лет назад объединенного субъекта федерации.
Организации КМНС «Корякия» и «Паланкэн юнэт» 20 октября выступили с резкой критикой планов по оптимизации управления Корякским округом, предложенных новоизбранным губернатором Камчатки Владимиром Солодовым. В конце сентября краевое заксобрание утвердило новую структуру правительства, которую предполагается внедрить к началу 2021 года. В ней предусмотрено краевое министерство по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа, которое предполагается создать путем объединения администрации округа и министерства территориального развития Камчатского края.
Северяне уверены, что эта реформа противоречит особому статусу Корякии. Об этом говорится в их обращении к президенту Ассоциации КМНС Сибири и Дальнего Востока Григорию Ледкову, краевым депутатам, уполномоченному по правам человека в регионе Валентине Броневич и уполномоченному по правам КМНС Розе Долган. Под обращением стоит несколько сотен подписей.
Корякский автономный округ, отделившийся от Камчатской области в 1991 году, вернулся в ее состав по итогам референдума 2005 года. За создание единого Камчатского края при сохранении особого статуса Корякии проголосовали 85% участников референдума в области и 89% — в округе. В 2008 году глава Камчатки Алексей Кузьмицкий создал министерство по делам Корякского округа, но его преемник Владимир Илюхин в 2011 году его ликвидировал и учредил администрацию Корякского округа, которая фактически не имела ни финансирования, ни полномочий.
По мнению авторов обращения, создание «нового гибридного монстра» повлечет не только дальнейшее сокращение рабочих мест в округе и выезд оттуда высококвалифицированных специалистов, но и «полнейшую оторванность исполнительной власти Камчатского края» от Корякии. Они подчеркивают, что «за все время существования Камчатского края никто так и не удосужился заняться законодательным и финансовым наполнением "особого статуса" Корякского округа», а единственным звеном, связывавшим округ с далеким правительством Камчатки, оставалась окружная администрация.
Северяне требуют от властей обеспечения особого статуса Корякии «в позитивном русле, с заявленным при объединении ускорением социально-экономического развития, повышением уровня жизни населения, а не путем оптимизаций, сокращений и ликвидаций».
«Мы не видим никакой реальной помощи как субъект с особым статусом, наоборот — власти региона всеми силами как будто стремятся стереть память о том, что на севере Камчатки существует Корякский округ. И если власть будет продолжать игнорировать наши голоса, мы будем вынуждены инициировать референдум о выходе из состава края»,— говорится в обращении.
Председатель ассоциации «Корякия» и одна из авторов обращения Зоя Архангельская рассказала “Ъ”, что ранее северяне уже писали президенту Владимиру Путину, но в ответ получили формальную отписку из краевой администрации. «Мы не устраиваем бунт, мы готовы и хотим работать вместе с властью над решением проблем округа. Но сегодня реально обеспокоены тем, что с нами никто не советуется перед тем, как принимать такие важные решения»,— посетовала она.
Депутат краевого парламента и уроженка округа Татьяна Романова, голосовавшая за новую структуру правительства, призналась “Ъ”, что ожидала конфликта: «Когда принимаете какое-то решение по Корякскому округу, нужно обязательно советоваться с людьми. А новый губернатор за полгода даже не встретился с Ассоциацией КМНС».
В правительстве Камчатки поводов для беспокойства не видят.
«Про особый статус Корякии никто не забыл, как раз наоборот,— заверил “Ъ” врио вице-губернатора Павел Ясевич.— Создание нового министерства, собственно, и запланировано исходя из особого статуса округа. У нас это будет единственное министерство, которое будет заниматься развитием конкретной территории. И это должен делать именно орган исполнительной власти, который в силу своих полномочий и возможностей сможет координировать деятельность иных органов в части развития округа». Вместе с тем чиновник признал, что «на сегодня в бюджете отдельных строчек по развитию округа не предусмотрено», но власть «над этим работает».
Корякский округ расположен на севере Камчатки, занимая 60% площади полуострова. Центр округа Палана находится в 851 км от Петропавловска-Камчатского. Наземного транспортного сообщения в Корякии практически нет: в местные поселки можно добраться лишь на вертолете либо морем в короткий период навигации. Жители в основном заняты в бюджетной сфере и в обслуживающих отраслях, а в строительстве и рыбопереработке работают вахтовики. При этом население Корякии уменьшается: в 1991 году там проживало около 38 тыс. человек, в 2007 году — 23 тыс., а в 2020-м — уже менее 16 тыс.