10 лет Москве Сергея Собянина
15 главных проектов мэра: плюсы и минусы
В октябре 2010 года Сергей Собянин стал мэром Москвы. Разбираем, за что хвалят и критикуют его главные проекты.
Реновация
Что случилось. Программа утверждена столичными властями в 2017 году. Она предусматривает снос старого жилья (в основном — панельных пятиэтажек) и застройку освободившейся территории. В списке под снос значатся 5174 дома (около 350 тыс. квартир), в которых проживает до 1 млн человек. Запланировано построить около 7 млн кв. м. В настоящее время по реновации проектируется и возводится 261 дом.
Программа должна быть выполнена в 2032 году и оценивается в 3,5 трлн руб.
Плюсы. У города появилась возможность переселить до 1 млн человек в новое бесплатное жилье. Горожане получили гарантию переселения в свой район и квартиру не меньшей площади или денежную компенсацию на выбор. Квартиры сдаются с отделкой, улучшенной в сравнении с муниципальным жильем. Реновация имеет втрое больший масштаб в сравнении с программой сноса пятиэтажек Юрия Лужкова. На новые кварталы проводятся международные архитектурные конкурсы. Проекты предполагают подземные парковки и закрытые для машин дворы.
Минусы. Законопроект о реновации был внесен в Госдуму в авральном порядке и первоначально содержал небывалые преференции для властей вроде возможности игнорировать строительные и пожарные нормы. Это вызвало недовольство и протесты. Общественные обсуждения проектов часто превращаются в битву сторонников и противников реновации — из-за утроения, а иногда и учетверения площадей жилья в сравнении со сносимым без нужной инфраструктуры. Внешний вид новых домов часто критикуют.
Как реновацию хотят распространить на всю Россию — в материале “Ъ”.
Изменения на дорогах
Что случилось. В 2012 году на улицах Петровка и Каретный Ряд стартовал пилотный проект по организации платной парковки. За семь лет количество платных машино-мест в городе увеличилось до более чем 80 тыс. Доход города от парковок вырос до 4,45 млрд руб. за год.
Во дворах, подъездах и на дорогах установлено 170 тыс. видеокамер для фиксации нарушений. За 10 лет в Москве проложено 1001,8 км дорог, построено и реконструировано 291 транспортное сооружение, 14 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД. Внедряются планы по развитию такси и каршеринга.
Плюсы. Платные парковки во многих случаях гарантируют свободное место (к примеру, у станций метро). Согласно данным мэрии, в целом на дорогах стало свободнее. Устранены многолетние «бутылочные горлышки» на трассах. На некоторых магистралях повышен скоростной режим, например на Дмитровском, Варшавском шоссе и участке Северо-Восточной хорды.
Минусы. Горожане жалуются на непродуманную разметку, дорогую парковку, многотысячные штрафы и эвакуацию неправильно припаркованных машин. Увеличилось число случаев ошибочно выписанных штрафов (тень от машины, блики от фар, машина на прицепе) и эвакуации автомобилей из мест ошибочной установки знаков. Дорожное строительство часто осложняет загруженность магистралей. В открытых дворах стало меньше мест для парковки из-за «чужих» автомобилей, машин каршеринга и такси.
Общественный транспорт
Что случилось. За 10 лет в эксплуатацию введено более 300 км линий и 145 станций (56 — в метро, 31 — на Московском центральном кольце и 58 — на Московских центральных диаметрах). Около многих станций появились перехватывающие парковки.
В 2018 году на всем наземном транспорте отменены турникеты. В 2013-м введена транспортная карта «Тройка». На дорогах появились выделенные полосы. 28 августа 2020 года все троллейбусные маршруты ликвидированы и заменены на электробусные.
Плюсы. Исчезли очереди у билетных касс. Почти все автобусы стали низкопольными, кондиционированными и бесшумными. На остановках появилась информация о точном прибытии общественного транспорта, а в мобильных приложениях можно видеть его передвижение в режиме реального времени. В метро появились новые комфортабельные вагоны. Новые линии и маршруты разгрузили систему и создали новые связи между районами.
Минусы. Изменения маршрутной сетки, сокращение «маршруток» и ликвидация троллейбусов вызывали критику со стороны части горожан. Карту «Тройка» до сих пор невозможно пополнить дистанционно без прикладывания к валидатору или к телефону (функцию поддерживают только определенные модели с Android и встроенным NFC-чипом). Несмотря на выделенные полосы, автобусы регулярно стоят в пробках. Сохраняется давка на самых загруженных станциях метро.
Благоустройство
Что случилось. За девять лет Москва потратила на благоустройство 1,5 трлн руб., тогда как вся остальная Россия — 1,7 трлн руб. В 2019 году город освоил на эти цели более 280 млрд руб.— сумму сопоставимую с общим бюджетом таких крупных субъектов, как Краснодарский край или Татарстан. В 2014 году стартовала программа «Моя улица» — расширение тротуаров, укладка плитки, реставрация фасадов, обустройство инфраструктуры.
В 2017 году на месте гостиницы «Россия» был открыт парк «Зарядье». В 2018-м завершились основные работы по благоустройству ВДНХ, реконструкции парка Горького. За последние пять лет более 300 улиц очищено от воздушных проводов.
Плюсы. Фактически создан новый облик центра города. Первоначальная критика об излишней ширине тротуаров, по которым никто гулять не будет, оказалась неактуальной. Новые общественные пространства привлекли в Москву больше туристов.
Минусы. Многомиллиардные траты спровоцировали упреки в расточительстве, возможной коррупции и кумовстве. Масштабные работы вызывали недовольство граждан, жаловавшихся на неудобства как для пешеходов, так и для водителей. Посредственное качество работ, несоблюдение технологий и несогласованность действий департаментов (когда недавно уложенную плитку демонтировали из-за необходимости положить новые бордюры) в некоторых случаях приводили к переделкам. Рестораторы жаловались на падение выручки из-за сокращения парковочных мест.
Об издержках благоустройства столичных улиц — в материале “Ъ”.
Слева: дорожные работы в центре Москвы. Справа: парк «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия»
Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ
Реформа уличной торговли
Что случилось. В 2015 году правительство Москвы постановило снести все «незаконные» уличные торговые павильоны и заменить их на типовые киоски, принадлежащие городу. Право на торговлю разыгрывалось на электронных аукционах. Кульминацией реформы стала «ночь длинных ковшей» 9 февраля 2016 года, когда снесли около 100 объектов. Владельцы точек пытались судиться с мэрией, но безуспешно.
Позже были проведены еще шесть волн сноса. Всего снесено более 380 объектов.
Плюсы. Москва перешла от распространенной в 1990-х годах практики мелкой торговли в стихийно возникших павильонах к современно выглядящим торговым центрам и моллам. Подходы к станциям метро и их окрестности очищены от стихийной застройки.
Минусы. Реализация реформы напомнила о советских административных методах. Выданные предыдущим городским начальством документы были объявлены «бумажками, приобретенными жульническим путем» и аннулированы. Объекты признаны самостроем и снесены без судебных разбирательств, что дало повод усомниться в принципах охраны государством прав на частную собственность. Некоторые предприниматели жаловались, что власти не раз меняли внешний вид типовых киосков, заставляя их каждый раз покупать новые.
Удалось ли восстановить свой бизнес тем, кто попал под снос,— в материале “Ъ”.
Слева: Снос торгового павильона у станции метро «Кропоткинская». Справа: новый типовой уличный киоск «Пресса»
Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ, Зотов Алексей/Коммерсантъ
Новая Москва
Что случилось. С 1 июля 2012 года площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза — со 107 тыс. до 255 тыс. га, а население выросло на 235 тыс. человек (до 11,85 млн человек). Годом ранее мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Борис Громов подписали соглашение об изменении границ между субъектами.
Официально затраты на освоение новых территорий не оглашались. Участники архитектурного конкурса на разработку концепции развития региона оценивали инвестиции в суммы от €86 млрд до €187 млрд.
Плюсы. Предпринята попытка внедрить в России идею децентрализации столицы и ее административных институтов. Усилия по доводке инфраструктуры Новой Москвы до столичного уровня: прокладка новых дорог, продление линий метрополитена (открыто восемь станций), открытие новых маршрутов наземного транспорта, детсадов, школ и больниц. Доступное массовое жилье с городской пропиской.
Минусы. Так и не реализована идея переезда в Новую Москву федеральных органов власти. На новых территориях осталась нехватка рабочих мест, следствием которой стала ежедневная маятниковая миграция в «Старую Москву» с дополнительной нагрузкой на ее транспортную систему.
Как расширялась Москва до Сергея Собянина — в материале “Ъ”.
Рост бюджета
Что случилось. Доходы Москвы за 10 лет выросли в 2,3 раза — с 1,126 трлн руб. в 2010 году до 2,631 трлн руб. в 2019-м. Почти в 2,5 раза увеличились расходы — с 1,106 трлн до 2,685 трлн руб. Главными источниками доходов остаются налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций.
Полтора месяца назад Сергей Собянин признал проблемы с бюджетом из-за пандемии: «2020 год по отношению к 2019 году должен был вырасти на 7,5%, а мы получим минус 5-6%».
Плюсы. Правительство Москвы приняло комплекс мер по мобилизации доходов: патентную систему налогообложения, торговый сбор, налог на профессиональный доход и патенты для мигрантов, переход к налогообложению по кадастровой стоимости недвижимости. Объем поступлений распределен между различными сферами и субъектами экономики. 94% доходов формируется за счет несырьевого сектора.
Минусы. Бюджет теряет социальную ориентированность. В 2014 году соцрасходы составляли 38% (16,6% — образование, 13,5% — медицина, 6,9% — пенсии, по 0,5% — экология и охрана материнства и детства). В 2019-м — лишь 26,6% (13% — образование, 7,6% — медицина, 5,4% — пенсии, по 0,3% — экология и охрана материнства и детства). Важными для мэрии стали другие направления — прежде всего транспорт и благоустройство.
Борьба с коронавирусом
Что случилось. Москва первой начала вводить жесткие противовирусные меры. Указы Сергея Собянина взяли за образец другие регионы. В марте 2020 года власти столицы первыми ввели 14-дневную самоизоляцию для возвращающихся из-за границы, запретили массовые мероприятия, ввели дистанционное обучение, закрыли парки и детские площадки. В апреле введены цифровые пропуска для перемещения по городу, запущена система «социального мониторинга».
Сейчас власти готовят систему фиксации нарушений ПДД (передвижные камеры) для выявления водителей—нарушителей самоизоляции и ввели систему идентификации посетителей ночных клубов, дискотек и баров по номеру телефона.
Плюсы. Решительные действия столичных властей и попытка административной игры на опережение позволили весной-летом 2020 года замедлить распространение коронавируса.
Минусы. Программное обеспечение, примененное для сдерживания распространения COVID-19, часто оказывалось сырым или неготовым к масштабным нагрузкам. В итоге недовольство граждан, спровоцированное самим фактом вводимых ограничений, усиливалось из-за технических сбоев. Речь, например, о зависаниях на старте системы выдачи QR-пропусков или ошибок в приложении «Социальный мониторинг».
Последние данные о распространении COVID-19 — в материале “Ъ”.
Реформа здравоохранения
Что случилось. Все поликлиники города вошли в состав 96 амбулаторных объединений. Медучреждения оснащены новым оборудованием, введена электронная запись на прием. Одновременно проводилась оптимизация больниц и поликлиник. В 2013 году в рамках реформы началось сокращение около 30 медицинских учреждений, в которых трудилось более 7 тыс. медработников (по данным Росстата, тогда в Москве работало более 83 тыс. врачей). В городе прошла серия протестных митингов медиков.
Весной 2020 года Москва столкнулась с нехваткой коек для больных COVID-19. Для решения проблемы созданы резервные госпитали.
Плюсы. Больницы и поликлиники оснащены новой техникой. Внедрение новых протоколов сократило смертность от инфарктов, инсультов и ряда других заболеваний. Средняя продолжительность жизни выросла до 78 лет (на четыре года за последнее десятилетие). Электронные сервисы уменьшили живые очереди в амбулаториях.
Минусы. Укрупнение медцентров и сокращение числа медработников привело к необходимости горожанам преодолевать существенные расстояния, чтобы попасть к узкопрофильным врачам. Ожидание приема таких специалистов в электронных очередях иногда достигает нескольких недель, а то и месяца. Нагрузка на больницы и диагностические центры во время пандемии коронавируса привела к жалобам на многочасовые очереди в приемных покоях и кабинетах КТ.
Как сокращается число свободных коек для пациентов с COVID-19 — в материале “Ъ”.
Слева: митинг медиков против реформы здравоохранения. Справа: новое оборудование Siemens в столичной больнице
Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ, Олег Харсеев/Коммерсантъ
Реформа образования
Что случилось. В 2012 году город перешел на подушевое финансирование школ. Так как деньги стали выделяться исходя из количества учеников, «непопулярным» школам чиновники предложили объединяться с успешными. К 2015 году 1,5 тыс. школ были преобразованы в 700 учебных комплексов.
Еще одним нововведением стала облачная интернет-платформа «Московская электронная школа».
Плюсы. Финансирование стало более прозрачным. Упразднены районные управления образования, сократилось число чиновников. Слияние школ позволило сократить административный аппарат. Электронные сервисы упростили запись детей в первые классы. Многие «отстающие» школы повысили качество образования. Москва вошла в пятерку лидеров рейтинга PISA по читательской и математической грамотности.
Минусы. Не удалось достичь полной открытости финансирования — в образовательном сообществе немало претензий к распределению грантов. Есть вопросы к технике и учебникам, которые школам настоятельно рекомендуют закупать. Слияние школ и кадровые назначения практически не обсуждались с родителями и учителями. «Московская электронная школа» не может похвастаться стабильной работой. Было немало скандалов из-за качества питания. Родители жалуются, что плата за внешкольное образование (кружки, секции) ощутимо выросла. Реформы мало затронули колледжи и техникумы.
Как проходила реформа образования — в материале “Ъ”.
Политическая система
Что случилось. За 10 лет в Москве прошли шесть избирательных кампаний городского и муниципального уровня, но наиболее значимыми оказались три из них. Первые для Собянина выборы мэра в 2013 году стали самыми конкурентными в постсоветской истории столицы. Градоначальник с трудом избежал второго тура, получив 51,4% голосов. Второе место занял оппозиционер Алексей Навальный (27,2%).
В 2017 году муниципальными депутатами стали более 170 независимых кандидатов и более 60 выдвиженцев оппозиционных партий. В ряде районов единороссы остались в меньшинстве. Выборы в Мосгордуму 2019 года сопровождались самыми массовыми с 2012 года протестами и завершились почти трехкратным ростом числа мандатов у оппозиции. Весомый вклад в это внесла впервые опробованная Навальным система «Умное голосование».
Плюсы. Увеличилось присутствие оппозиции в представительных органах и, как следствие, расширились возможности для публичного обсуждения проблем и решений исполнительной власти. Ряд известных несистемных оппозиционеров включились в легальную политику. Были отработаны политтехнологические методы, повышающие конкурентность выборов.
Минусы. Усилилось влияние административного ресурса в кампаниях последних двух лет, выразившееся в снятии нелояльных кандидатов. В Мосгордуме началось фактическое игнорирование мнения оппозиции. Десятки участников протестов 2019 года подверглись уголовному преследованию в рамках «московского дела».
Кто был осужден по «московскому делу» — в материале “Ъ”.
Слева: акция в поддержку независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Справа: коммунист Сергей Савостьянов, который на выборах в МГД победил главу московской «Единой России» Андрея Метельского
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ, Григорий Сысоев / РИА Новости
Реставрация и снос
Что случилось. По данным «Архнадзора», с 2010 по 2019 год Москва утратила свыше 160 исторических зданий. Чаще всего на их месте появлялись коммерческие объекты. Власти с оценками «Архнадзора» не согласны. По их данным, в 2010 году в городе требовали реставрации 1325 объектов культурного наследия — 39% от общего числа. К 2019 году отреставрировано 1247 объектов, 988 взято под госохрану.
С 2012 года работает программа «1 рубль за 1 квадратный метр», которая подразумевает предоставление в аренду требующих ремонта объектов по льготной цене.
Плюсы. Найдена эффективная схема привлечения инвесторов к реставрации аварийных исторических зданий. Увеличение масштаба капремонта особняков и новое освещение для них (как и вся городская концепция единой светоцветовой среды) позволили заметно прихорошить виды в центре Москвы. Отреставрированы знаковые объекты — павильоны и фонтаны ВДНХ, Северный речной вокзал, Малый театр и другие.
Минусы. Мэрию регулярно критиковали за неспособность эффективно противостоять несанкционированным сносам. Первоначально вопросы сноса решались с общественниками на комиссии при мэрии путем голосования, но в 2015 году ее расформировали. Созданный следом общественный совет наделен консультативными, но не регулирующими функциями.
Как операция по спасению палат XVIII века обернулась их частичным сносом — в материале “Ъ”.
Слева: снос Интендантских военных кладов конца XIX – начала ХХ вв. на Садовнической улице. Справа: Северный речной вокзал после реконструкции
Фото: Андрей Новичков, Александр Казаков/Коммерсантъ
Мусорная реформа
Что случилось. По оценкам мэрии, до 2029 года город произведет 83 млн тонн мусора. В основном нагрузка по его обработке, хранению и утилизации ляжет на Подмосковье, Калужскую и Владимирскую области. Вскоре в столице появится единый региональный оператор, который будет вывозить мусор из Южного, Новомосковского и Троицкого административных округов. В остальных округах с 2014 года мусор собирают и утилизируют пять компаний, с которыми заключены контракты на 15 лет. С 1 января 2020 года Москва перешла к раздельному сбору мусора.
Плюсы. В Москве проблема с мусором практически не ощущается — баки ежедневно опустошаются, дворники вместо самих жителей иногда расфасовывают отходы. Плата за вывоз мусора радикально не выросла, как в других регионах, после старта реформы. Собственно, в Москве она и не стартовала. На территории города нет и не может быть мусорных полигонов — это законодательно запрещено. В столице работают очень крупные игроки, для которых история с мусором — скорее вопрос репутации, а не прибыли. Поэтому даже баки для раздельного сбора отходов и новые мусоровозы они внедряли за свой счет.
Минусы. Столичный мусор отправляется в другие регионы, что приводит либо к протестам, как в Архангельской (Шиес) и Владимирской областях, либо к коллапсу, как в Подмосковье. Власти фактически не рассматривают возможности по снижению объемов производимых отходов.
Как проходит мусорная реформа в России — в спецпроекте “Ъ”.
Взаимодействие с народом
Что случилось. С 2011 года развиваются многофункциональные центры «Мои документы». В них предоставляется 210 госуслуг без привязки к месту жительства, включая оформление паспортов, водительских прав, пенсий, выдачу жилищных справок. Сейчас работают 130 таких офисов.
В 2014 году запущен проект «Активный гражданин» — площадка для электронных обсуждений городского развития. Сейчас число его пользователей — 4,67 млн человек. За шесть лет в проекте прошло почти 4,7 тыс. голосований, собрано 147 млн мнений. В 2017 году 43% жителей воспользовались сервисом при голосовании по вопросу реновации. Также работают порталы «Наш город» и «Госуслуги Москвы». В 2016 году районные диспетчерские службы в сфере ЖКХ заменил единый диспетчерский центр.
Плюсы. Централизация и перевод в электронный режим ряда популярных услуг позволила горожанам быстрее и легче решать бытовые и жизненные вопросы. Проект «Активный гражданин» позволил организовать небывалую доселе масштабируемость голосования горожан.
Минусы. Информационные сервисы мэрии критиковали за создание видимости легитимности решений властей, достигаемое путем голосований с определенными формулировками и возможной накрутки результатов. Колл-центры мэрии критикуют за сложности при решении проблем, выходящих за рамки заранее прописанных алгоритмов.
Кузница кадров
Что случилось. В сформированном в январе 2020 года правительстве Михаила Мишустина оказалось немало людей, связанных с господином Собяниным. Вице-премьер Марат Хуснуллин 10 лет был заместителем мэра по градостроительной политике. Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев — преемник Собянина на посту тюменского губернатора. Возглавивший Минэкономразвития Максим Решетников ранее работал под началом Собянина в аппарате правительства РФ, был главой департамента экономической политики и развития Москвы.
С мэром связывают министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, который ранее был ректором Тюменского госуниверситета.
Плюсы. «Кадровое донорство» укрепило авторитет Собянина в качестве федерального политического деятеля. Назначения января 2020 года подтвердили, что московские практики госуправления не рассматриваются как пригодные исключительно в условиях богатой столицы. Это подняло влиятельность федеральных проектов, в которых активно участвует мэр, в частности Госсовета. Для команды мэрии происходящее — безусловный плюс в федерально-региональных отношениях.
Минусы. «Кадровая скамейка» Сергея Собянина, по крайней мере по состоянию на 2020 год, оказалась не бесконечна. В обновленной команде никого не прочат «наверх», второй «кадровый трансфер» вряд ли возможен в скором времени. Опыт борьбы с COVID-19 показал, в какой мере команда Собянина завязана на своего руководителя и на первого вице-мэра Анастасию Ракову. Плюс этой конструкции — управляемость, минусы — меньшая коллегиальность, гибкость и большие риски.