В электробусах заглянут в лица
Мэрия провела закупку камер для наземного транспорта
Столичные власти выбрали подрядчиков по установке камер с распознаванием лиц в столичных электробусах и новых трамваях. На установку 990 комплексов видеонаблюдения мэрия потратит 265,6 млн руб. Решения могут использоваться для аналитики пассажиропотока, поиска правонарушителей, а также соблюдения масочного режима. Но штрафовать нарушителей вряд ли удастся, поскольку пока у города нет полной базы биометрических данных, считают эксперты.
ГУП «Мосгортранс» до конца 2020 года оснастит столичные электробусы 1,8 тыс. видеокамер с функцией распознавания лиц, следует из документов на портале госзакупок. Для этого заключен контракт на 76,6 млн руб. с ООО «Сервисный центр Транстелематика», который должен поставить и установить видеокамеры производства российской «БайтЭрг» со специальным софтом. Будут использоваться решения по распознаванию лиц трех российских компаний: VisionLabs (среди совладельцев — АФК «Система» и Сбербанк), NtechLab (среди совладельцев — «Ростех» и фонд Рубена Варданяна) и Tevian (по 50% в компании принадлежит Антону и Сергею Конушиным). Для электробусов подрядчик должен будет поставить 600 комплексов видеонаблюдения, которые включают в себя по три камеры. Всего на октябрь 2020 года в Москве числится 509 электробусов. В NtechLab и VisionLabs отказались от комментариев, в Tevian и департаменте транспорта Москвы не ответили на запросы.
Аналогичные решения планируется внедрить и в столичных трамваях модели «Витязь-М», для которых потребуется 2,3 тыс. видеокамер. Их на 189 млн руб. поставит ООО «Топмедиа», следует из тендерной документации «Мосгортранса». На конец 2019 года число трамваев новой модели в столице составляло более 300. Власти закупают 390 комплексов, в которые входит по шесть камер. Во все трамваи также будет устанавливаться бортовой компьютер.
Таким образом, только на оснащение трамваев и электробусов системами видеонаблюдения столичные власти потратят 265,6 млн руб.
Решения, которые планируют использовать для видеоаналитики в наземном транспорте, не отличаются от тех, что уже используются в городской системе видеонаблюдения, включающей в себя 175 тыс. камер, поясняет “Ъ” собеседник, знакомый с деталями проекта. В конце марта городские власти экстренно развернули решения для распознавания лиц, чтобы отслеживать соблюдение режима самоизоляции (см. “Ъ” от 31 марта). Там также используются технологии VisionLabs и NtechLab.
Информация с камер может быть использована как для статистики, так и потенциально для индивидуальной идентификации с последующими штрафами, например, за безбилетный проезд или несоблюдение масочного режима, допускает руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. Правда, во втором случае функционал подразумевает наличие у мэрии базы оцифрованных лиц москвичей с привязкой к персональным данным, что, по действующим нормам, считается нарушением закона, уточняет он.
У города пока нет полной базы биометрических данных, а значит, сравнить изображение большинства нарушителей будет попросту не с чем, уверен заместитель гендиректора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов.
Видеоаналитика может оценить, сколько пассажиров воспользовались маршрутом в течение дня, были ли на них маски, многие ли пренебрегли требованиями, указывает ведущий специалист центра машинного обучения «Инфосистемы Джет» Александра Царева. Помимо подсчета пассажиров и розыска нарушителей система может применяться и для фиксации «сложных ситуаций» в салоне или забытых предметов, считает исполнительный директор «Рексофт» Евгений Минеев. По его мнению, в проект привлекается сразу три вендора, чтобы сравнить эффективность каждого из решений и распределить нагрузку.