Рубль вытащил тракторы
Продажи дорожной техники поддерживает только девальвация
Рынок дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники показал символический рост на 0,8% в традиционно высоком третьем квартале, но и этот результат превзошел ожидания отрасли. Притоку спроса, как и в начале года, способствовала девальвация рубля. При этом позитивных прогнозов на будущее в отрасли не строят, в частности, на фоне общего кризиса и опасений роста утильсбора на технику. Аналитики же полагают, что как минимум до конца года ситуация будет предсказуемой: до конца реализуется отложенный спрос, а также пройдут закупки из бюджетных остатков.
Российский рынок ДСТ и спецтехники в третьем квартале вырос на 0,8%, до 3,4 тыс. штук, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это сгладило падение апреля—июня, когда сегмент сокращался сразу на 15%, и по итогам девяти месяцев снижение составило 2,4%, до 8,9 тыс. машин, против снижения на 5% в первом полугодии.
Некоторые сегменты рынка в июле—сентябре показали результаты лучше общей динамики. Так, сразу на 35% выросли продажи колесных погрузчиков (до 360 штук), погрузчиков с бортовым поворотом — на 11%, до 338 штук. В плюсе и реализация гусеничных тракторов (на 6%, до 293 штук) и экскаваторов (на 5%, до 1,2 тыс. штук), а также самоходных грейдеров — на 2%, до 172 штук. При этом, наоборот, упали продажи экскаваторов-погрузчиков (на 10%, до 887 штук), колесных экскаваторов (на 25%, до 155 машин) и сочлененных самосвалов (на 20%, до 43 штук). Еще более драматичное снижение показал сегмент самосвалов с жесткой рамой — продажи таких машин упали на 35%, до 26 штук.
Среди регионов наибольшая часть продаж (15%) пришлась на Дальний Восток, далее идут Москва и Приволжье (по 14%). Меньше всего техники реализовано в Северо-Кавказском федеральном округе (2%).
Динамика рынка в третьем квартале превзошла ожидания АЕБ.
«Видеть хоть небольшой, но рост во время пандемии — таким результатам сегодня могут позавидовать многие отрасли,— говорит глава профильного комитета ассоциации, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов.— Этому во многом способствовали пик дорожно-строительного сезона, снятие пандемических ограничений в строительной отрасли, а также отложенный спрос, накопившийся во время простоя в нерабочие дни». При этом он не видит каких-либо положительных факторов, на базе которых можно строить позитивный прогноз на следующий квартал и далее: «Приход "второй волны", дальнейшее ослабление рубля, очередные слухи о планах повышения утильсбора и прочие негативные факторы, включая геополитические,— с такими ингредиентами сложно составить прогноз на дальнейший рост».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что в постизоляционном третьем квартале наблюдался рост цен примерно на 10%, связанный прежде всего с падением рубля: это одновременно мотивировало клиентов скупать технику по старым ценам, в том числе из складских запасов. Девальвация дала толчок спроса и в первом квартале, когда рынок вырос на 8% на фоне ожидания роста цен.
В октябре—декабре господин Бабанский ожидает продажи на уровне прошлого года. В этот период может быть реализован оставшийся отложенный спрос, в частности по бюджетным проектам, где станут понятны кассовые остатки, которые нужно выбрать. По итогам года в отсутствие новых ограничений рынок уйдет в минус в пределах 5%, считает он. В 2019 году продажи спецтехники выросли на 12%, но объем рынка так и не достиг докризисных 2012–2013 годов.
При этом ситуация в горнодобывающем сегменте остается непростой, говорит менеджер департамента продаж и маркетинга Hitachi Construction Machinery Eurasia Роман Искаков.
Так, сегмент самосвалов с жесткой рамой по итогам девяти месяцев сократился почти на 50%, спрос на фронтальные погрузчики большого класса — на 20%, говорит он. Это обусловлено главным образом продолжающимся замедлением в угольной отрасли. И в ближайшие месяцы не приходится ожидать в этом направлении значительного роста или даже выхода на показатели прошлого года, заключает он, одновременно отмечая, что востребованность машин, применяемых в строительстве, остается на уровне 2019 года.