А груз и ныне БАМ
Уголь по магистрали везут не тот и не туда
ОАО РЖД, вложившее вместе с государством 440 млрд руб. в первую очередь расширения БАМа, теперь пытается загрузить маршрут теми грузами, для которых он был изначально предназначен. Как выяснил “Ъ”, ОАО РЖД просит вице-премьера Юрия Борисова скорректировать производственные планы угольщиков, чтобы на БАМ в первую очередь попадали грузы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а не уголь Кузбасса, который занимает все мощности магистрали.
7 октября глава ОАО РЖД Олег Белозеров написал письмо (есть у “Ъ”) курирующему в том числе энергетику вице-премьеру Юрию Борисову, в котором просит поручить Минэнерго разобраться со структурой грузопотоков на Восточном полигоне.
На протяжении 2019 и 2020 годов ОАО РЖД неоднократно докладывало, что угольные компании не укладываются в параметры, сформированные при разработке первого этапа расширения БАМа и Транссиба, пишет глава монополии.
Изначально предполагалось, что вывоз угля из Кузбасса на Восточный полигон к 2020 году составит только 39 млн тонн, а фактически он достигнет 55 млн тонн в 2020 году. Перевозки же с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока составят только 33 млн тонн вместо 65 млн тонн.
Господин Белозеров пишет об отставании в погрузке месторождений ДФО (Нерюнгринского, Эльгинского, Денисовского, Чульмаканского, Ургальского и т. д) при сохранении положительной динамики поставок из Кузбасса и о том, что, по предварительным оценкам, по итогам 2020 года снижение доходов ОАО РЖД по причине дисбаланса грузопотоков угля составит порядка 7,3 млрд руб.
Поэтому он просит вице-премьера поручить Минэнерго «провести работу с угольными компаниями по восстановлению баланса грузопотоков между добывающими регионами Западной Сибири и востока страны».
Это позволит, пишет господин Белозеров, обеспечить своевременное выполнение первой очереди развития Восточного полигона как по объемам, так и по структуре перевозок и будет способствовать сохранению финансовой устойчивости ОАО РЖД. По информации “Ъ”, господин Борисов перенаправил письмо в Минэнерго с просьбой проработать и доложить о результатах в правительство.
Первую очередь Восточного полигона должны завершить в 2021 году, соответствующей провозной способности (144 млн тонн) ОАО РЖД планирует достичь уже в этом году. Проект несколько раз переносился. Источник “Ъ” среди клиентов ОАО РЖД подсчитывает, что, если бы первая очередь полигона была готова, как планировалось, в 2017 году, ОАО РЖД к концу 2020 года могло бы вывезти еще 58–94 млн тонн грузов, дополнительно заработав 48–77 млрд руб.
В изначальной конфигурации действительно свыше 40% грузопотока должны были дать угольные и рудные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Но ряд месторождений по разным причинам не были введены в срок. При этом еще в 2013 году Deloitte, аудировавшая первую очередь БАМа, предупреждала, что может подтвердить лишь 30 млн тонн из заявленного прироста грузовой базы на 55 млн тонн.
В начале октября замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило пояснял, что монополия опасается: уголь Кузбасса не даст места на сети грузам месторождений ДФО. «У нас очень тяжелые переговоры с Якутией, достаточно много обращений от главы Якутии, который справедливо задает вопрос: "А почему наши компании не могут попасть к вам на инфраструктуру"»,— рассказывал он. По оценкам ОАО РЖД, в следующем году можно было бы добавить на Восточный полигон 15–20 млн тонн грузов не из Кузбасса (см. “Ъ” от 8 октября).
Алексей Шило, замглавы ОАО РЖД, 8 октября
По нашим оценкам, можно было бы спокойно 15–20 млн тонн не из Кузбасса добавить на Восточном полигоне. (Объем) поедет с тех месторождений, под которые мы инфраструктуру строили, а не из Кузбасса с не самой хорошей эффективностью для РЖД
В «А-Проперти» (развивает Эльгинский угольный проект) “Ъ” сообщили, что «на сегодняшний момент перекос в сторону провоза угля с Кузбасса есть». В компании поддерживают предложение господина Белозерова по наращиванию мощностей перевозки сырья с месторождений ДФО. В этом году «А-Проперти» хочет нарастить пропускную способность для грузов с Эльги до 12 млн тонн, а к 2023 году увеличить вывоз до 30 млн тонн. Председатель совета директоров «Колмара» (Инаглинский, Денисовский, Чульмаканский проекты) Анна Цивилева, говорит, что «благодаря тесному сотрудничеству с ОАО РЖД каких-то значительных трудностей в поставках продукции в порт "Ванинотрансуголь", первую очередь которого "Колмар" ввел в сентябре», компания не ощущает. Грузоотправители Кузбасса не ответили на запросы “Ъ” или отказались от комментариев.
Изначально грузовая база была сформирована без полного учета рисков и оценки степени готовности проектов к реализации, говорит источник “Ъ” в отрасли. Теперь же угольные компании уже готовы выдавать грузы, но ОАО РЖД их не принимает. Выход на БАМ из Якутии для Эльги и Нерюнгри, говорит источник “Ъ”, ограничен и даже не включен в проект Восточного полигона, как не полностью включено и развитие восточного БАМа. Это вкупе с постоянными ремонтными окнами и составляет те потери, о которых говорит ОАО РЖД.
По мнению Максима Худалова из АКРА, планы по прибавлению 15–20 млн тонн восточных грузов довольно амбициозны: он полагает, что правильнее говорить о дополнительных 6 млн тонн в 2021 году.
При этом цены на уголь пошли вверх, и часть грузов с Кузбасса может уйти на запад, освободив мощности на востоке. Но в 2022–2023 годах, когда Эльга и «Колмар» выйдут на крупные объемы добычи, может возникнуть ситуация, когда восточным грузоотправителям перестанет хватать провозных мощностей, признает аналитик. Впрочем, на 2024 год назначен ввод второй очереди Восточного полигона на 180 млн тонн.