Ливии разрешили передвигаться

ООН отчиталась о первых успехах переговорного процесса в Женеве

На межливийских переговорах в Женеве, посвященных решению вопросов безопасности, обозначился первый прогресс. Военные договорились об открытии дорог, а также воздушных путей между регионами расколотой республики. Однако основная цель встречи под эгидой ООН — соглашение о прекращении огня — пока не достигнута.

Фото: Esam Omran Al-Fetori / Reuters

«Я продолжаю оставаться оптимистом насчет того, что стороны смогут достичь соглашения о прекращении огня»,— заявила журналистам и. о. спецпосланника генсека ООН по Ливии Стефани Уильямс в начале третьего дня переговоров межливийской военной комиссии в формате «5+5» в Женеве. Поводом для оптимизма послужили договоренности между военными с востока и запада Ливии, достигнутые за два первых дня переговоров. Во-первых, речь идет об открытии дорог, которые соединяют все регионы и города Ливии, и совместном обеспечении их безопасности. Во-вторых — о возобновлении авиасообщения между регионами страны. Отметим, что первый за год рейс между Триполи и Бенгази — городами, которые контролируют враждующие друг с другом Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сарраджем и Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара,— состоялся еще в минувшую пятницу.

Кроме того, участники переговоров в Женеве договорились избегать любой военной эскалации, поддерживать усилия по обмену заключенными и прекратить использование «языка вражды» в СМИ. Они также призвали судебные органы принять необходимые меры, чтобы привлечь к ответственности платформы социальных сетей, на которых звучат призывы к насилию. Помимо этого, военные согласились поручить командующим охраной нефтяных объектов на востоке и западе страны работать напрямую с Национальной нефтяной корпорацией в вопросах обеспечения безопасности нефтедобычи.

Стефани Уильямс напомнила, что по итогам предыдущих раундов переговоров комитета стороны согласились с необходимостью ухода из Ливии всех наемников в течение 90 дней после формирования единого правительства.

В то же время, как отметил в беседе с саудовским телеканалом «Аль-Арабия» один из неназванных ливийских военных, говорить о достижении консенсуса о прекращении огня еще рано. По его словам, это будет возможно только после выполнения других договоренностей, включая уход наемников и роспуск ополченцев. О создании механизма по роспуску неподконтрольных властям вооруженных формирований военные договорились на встрече, которая состоялась в конце сентября в Хургаде.

Но все же ООН надеется, что комитету «5+5» удастся выработать соглашение о прекращении огня, которое смогут подписать и в Триполи, и в Бенгази. Де-факто боевые действия в Ливии прекратились еще в начале июня, когда силы ПНС добились отступления ЛНА от Триполи к Сирту. Однако указ о приостановке всех военных операций на территории страны был обнародован Файезом Сарраджем только в конце августа. Призыв о прекращении огня поддержал и спикер базирующейся на востоке страны Палаты представителей Агила Салех. Теперь сторонам нужно обговорить условия, в том числе решить вопрос о создании демилитаризованной зоны в районе Сирта и Эль-Джуфры, который считается воротами к нефтяному полумесяцу. На таком варианте настаивают Триполи, а также ряд международных игроков, в том числе США. Россия, согласно дипломатическим источникам “Ъ”, изначально к идее демилитаризованной зоны отнеслась с настороженностью, но в целом готова принять все, на что согласятся сами ливийцы.

Пока Россия отстранилась от прямого участия в переговорах о прекращении огня в Ливии, хотя во многом благодаря усилиям Москвы, Анкары, а также Каира стороны на протяжении всего лета воздерживались от боевых действий.

При этом Россия продолжает держать руку на пульсе ливийского урегулирования.

«Если они начали говорить, значит, у них есть желание договариваться. Мы это только приветствуем»,— так замминистра иностранных дел РФ Михаил Богданов приветствовал в понедельник начало встречи комитета «5+5» в Женеве. В тот же день он провел телефонный разговор с Агилой Салехом — наиболее близким на сегодняшний день Москве политиком. В целом Россия готова оказать ливийцам любую поддержку по их запросу, но на данный момент предпочитает наблюдать за многочисленными переговорными треками, которые идут при участии стран региона и миссии ООН по поддержке Ливии.

Так, в начале октября в марокканском Бузнике в ходе переговоров между делегатами Палаты представителей и работающим в Триполи Высшим государственным советом была достигнута договоренность о распределении руководящих постов в органах власти между тремя регионами Ливии. Спустя несколько дней представители сторон встретились в Каире, чтобы обсудить вопрос о будущей конституции. В сентябре неофициальные встречи между влиятельными ливийскими политиками прошли в швейцарском Монтрё.

Итоги всех переговоров должна свести воедино миссия ООН по поддержке Ливии.

Сейчас ее главная цель — запустить в Тунисе работу Форума политического диалога с участием представителей всех политических сил и регионов Ливии. Аналогичное событие должно было состояться еще весной 2019 года, но из-за внезапного наступления Халифы Хафтара на Триполи усилия ООН потерпели крах. Спустя год приходится все начинать сначала. Предполагалось, что первая встреча форума состоится в Женеве, но из-за коронавируса столь масштабное мероприятие пришлось перенести в Тунис. О подготовке форума Стефани Уильямс лично проинформировала главу МИД РФ Сергея Лаврова в ходе своего визита в Москву на прошлой неделе. А российский министр, со своей стороны, подтвердил намерение продолжать активно содействовать сближению позиций сторон ливийского конфликта.

Марианна Беленькая

Вся лента