Новый альбом Ramstein
НАТО готовится противодействовать «космическим угрозам» со стороны России и Китая
Министры обороны 30 стран—членов НАТО в четверг и пятницу обсудят ключевые угрозы безопасности, среди которых уже по традиции фигурирует и Россия. Противодействовать ей Североатлантический альянс впредь намерен и в космосе: для этого на базе ВВС в немецком Рамштайне создадут специальный космический центр. Денег на открытие нового объекта у НАТО хватит. Впервые в истории сразу десять стран—членов альянса повысили расходы на оборону до 2% от своего ВВП. Таким образом, совокупный военный бюджет стран НАТО в 2020 году преодолел планку в $1 трлн.
Это совещание министров обороны стран НАТО станет последним перед намеченными на 3 ноября президентскими выборами в США, а потому американский постпред при альянсе Кей Бейли Хатчисон воспользовалась брифингом для журналистов, чтобы подвести итоги первого срока Дональда Трампа. По ее словам, 45-му президенту США удалось сделать то, к чему безуспешно стремились многие его предшественники: европейские страны—члены НАТО стали тратить больше на свою оборону, а десять из них достигли закрепленной в документах альянса цели в 2% от ВВП.
Дональд Трамп действительно самым активным образом убеждал европейцев выделять больше денег на военные нужды, предупреждая их, что США не могут вечно обеспечивать их защиту, и даже грозясь покинуть альянс. Вашингтон заинтересован в повышении военных бюджетов европейских стран не в последнюю очередь и потому, что многие из них закупают продукцию американского военно-промышленного комплекса. В итоге за время президентского правления Дональда Трампа число стран, чьи расходы на оборону превысили 2% от их ВВП, увеличилось с пяти до десяти. Среди «отличников», помимо самих США (3,87%), оказались Греция (2,58%), Великобритания (2,43%), Румыния (2,38%), Эстония (2,38%), Латвия (2,32%), Польша (2,3%), Литва (2,28%), Франция (2,11%) и Норвегия (2,03%).
Таким образом, совокупные расходы стран—членов НАТО на военные нужды в 2020 году впервые превысили $1,092 трлн (из которых $785 млрд — это оборонный бюджет США). Согласно проекту федерального бюджета РФ на 2020–2022 годы, на нужды Минобороны в этом году предполагалось выделить 1,894 трлн рублей. По нынешнему курсу это всего $24,35 млрд. Но напрямую сравнивать российский и американский военный бюджеты не принято, поскольку для их сопоставления необходимо учитывать множество других факторов.
Как бы то ни было, у стран НАТО есть на что потратить дополнительные средства. В ходе совещания они будут в очередной раз обсуждать «российскую угрозу», на сей раз с фокусом на противостоянии в космосе. Напомним, что в 2019 году Североатлантический альянс принял первое в своей истории рамочное соглашение по космической стратегии, а космос был провозглашен новым операционным пространством. А в четверг, как ожидается, министры обороны НАТО объявят о создании специального космического центра при командовании объединенных ВВС НАТО в Рамштайне (Германия).
Генсек НАТО Йенс Столтенберг в среду заявил, что «конкуренция в космосе растет с каждым годом, а такие страны, как Россия и Китай, разрабатывают системы, которые могут "ослепить", вывести из строя или сбивать спутники». «Космос необходим нам с точки зрения способности осуществлять навигацию, обеспечивать связь и узнавать о пусках ракет. Нам нужны надежные и защищенные средства спутниковой связи»,— сказал он.
По словам Йенса Столтенберга, новый центр станет «центральным узлом для поддержки миссий НАТО при помощи связи и предоставления спутниковых снимков, распространения информации о потенциальных угрозах для спутников и координации усилий альянса в этой жизненно важной сфере».
По словам научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователя проекта «Ватфор» Дмитрия Стефановича, акцент на «космических угрозах, исходящих от России и Китая», ожидаем. «Это стало универсальным обоснованием для любой активности в области военного строительства стран НАТО»,— сказал он “Ъ”. Эксперт предполагает, что на первом этапе будет создана «некая более совершенная система мониторинга космического пространства, что в смысле интересов человечества совсем неплохо». «Более того, в перспективе в случае некоторой нормализации отношений между НАТО и Россией может появиться своего рода "единое окно" для взаимодействия, например, с нашей системой контроля космического пространства, тем более что с российской стороны выдвигались инициативы о создании единого каталога космических объектов»,— напомнил он.
С другой стороны, по сообщениям немецких СМИ, в перспективе у нового центра появится и функционал координации «космической обороны». «А там и до "космического нападения" рукой подать,— рассуждает Дмитрий Стефанович.— Кроме того, те предполагаемые угрозы, на которые ссылаются в НАТО, появляются не на пустом месте: конечно, космос пока еще не стал полем боя, но космическая инфраструктура уже стала ключевым элементом обеспечения боевых действий на поверхности нашей планеты, а значит, и легитимной целью. И если эти "цели" становятся более защищенными или даже более "кусачими", то и средства для их поражения будут становиться все более изощренными».
Отметим, что Россия и Китай обвиняют США и их союзников по НАТО в стремлении превратить космос в новое поле боя. Москва и Пекин продвигают в ООН идею заключения юридически обязывающего соглашения о запрете на милитаризацию этого пространства. Однако договориться об универсальных правилах поведения в этой сфере странам пока не удается.