Вакцинация — это еще не все
Итоги первого полугодия борьбы с COVID-19
В октябре начался новый всплеск пандемии COVID-19. Число заболевших в мире превысило 40 млн. Страны вновь закрываются на карантин, повсеместно вводится комендантский час. В Москве вновь введены ограничения для школьников и пенсионеров 65+. В октябре в России ежедневно выявляется заболевших COVID-19 больше, чем в пиковые дни весной. При этом, согласно опросу сервиса Superjob, более половины россиян (57%) выступают против возвращения ограничительных мер из-за коронавируса. Сторонников введения карантина —16%. О желании пройти вакцинацию от коронавируса заявили только 10%.Чему нас научила пандемия?
Печальные уроки
«Стало окончательно понятно, что тяжелое течение заболевания связано с аутоиммунной реакцией организма,— говорит Алексей Федоров, кардиохирург, кандидат медицинских наук, обозреватель журнала "Здоровье".— Глава ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус на днях сообщил, что на данный момент только гормональный препарат дексаметазон доказал свою эффективность при лечении тяжелой формы COVID-19. Антибактериальные, противовирусные препараты, гидроксихлорохин и интерфероны свою эффективность не доказали. А я бы добавил: внесли свою лепту в смертность, учитывая их токсичность и целый ряд серьезных побочных эффектов. Уверен, в будущем мы столкнемся с двумя парадоксальными постковидными явлениями: осознанием повышенной смертности от COVID-19, в том числе за счет неправильного лечения, и резко возросшей резистентностью бактерий к антибиотикам, сформировавшейся на фоне абсолютно бесконтрольного и ненужного назначения антибактериальных препаратов при COVID-19 на амбулаторном этапе».
По словам Алексея Федорова, печальной новостью стало появление случаев повторного заражения, причем заболевание иногда может протекать даже тяжелее. То есть естественный иммунитет сохраняется не более трех-шести месяцев. Но поскольку вирус, похоже, достаточно стабилен и не подвергается серьезным мутациям, это дает надежду на эффективность вакцинации. Обнадеживает также, что, по данным первых наблюдений, уровень антител после вакцинации кратно превышает аналогичные уровни даже после тяжелого течения заболевания. Главное, подчеркивает Алексей Федоров, чтобы в ходе третьего этапа клинических испытаний, которые сейчас проходят, была окончательно определена переносимость отечественных вакцин.
«Спутник V» и др.
Кажется, с начала пандемии коронавируса наши сограждане стали внимательнее относиться к себе и своему здоровью. Академик РАН Виктор Малеев, советник директора Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, отмечает: «Человечество наконец осознало, что нужно мыть руки». Хотя опрос ВЦИОМа «Индикатор Буарон: готовность россиян к профилактике в эпидсезон» показал, что только половина респондентов стали использовать медицинские маски и лишь 38% — соблюдать социальную дистанцию и следовать правилам личной гигиены.
А о желании пройти вакцинацию от коронавируса заявили только 10% опрошенных, хотя еще совсем недавно большинство считало вакцинацию панацеей, что соответствует истине. И возможности такие есть. В ВОЗ признали высокий уровень нашей вакцины «Спутник V», разработанной Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Минздрава РФ и зарегистрированной первой в мире.
«Результаты клинических испытаний свидетельствуют, что вакцина "Спутник V" дает очень серьезный уровень нейтрализующих антител. Существуют веские основания рассчитывать на длительный напряженный иммунитет, что важно, поскольку этот коронавирус, похоже, будет циркулировать не менее двух лет»,— говорит заведующий лабораторией иммунохимии НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи, доктор биологических наук, профессор Эдуард Карамов и напоминает, что ускоренной регистрации вакцины способствовало то, что на такой же платформе институт ранее сделал вакцину против Эболы, продемонстрировавшую эффективность.
В пострегистрационной стадии находится еще одна отечественная вакцина, разработанная научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», клинические испытания проходит также вакцина Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М. П. Чумакова РАН. Они сделаны на разных платформах, и соответственно, у них разные возможности выработки иммунитета, а также показания к назначению. Людям со склонностью к аллергическим реакциям не рекомендованы «убитые» вакцины, как у Института Чумакова. Вакцина «Вектора» — наиболее щадящая, но ее «защита» предположительно будет менее длительной, чем у других вакцин.
Анализируя работу по созданию вакцин, профессор Карамов подчеркивает: Россия выступила блестяще. По его мнению, и Минздрав, и Роспотребнадзор, и Академия наук показали высочайший уровень компетенции и очень быстро отреагировали на ситуацию.
Сотня за полгода
В мире разрабатывается более 100 вакцин, из которых, по данным ВОЗ, девять дошли до третьей фазы клинических исследований. Это разработка компании Janssen Pharmaceutica NV, которая уже использовала платформу Ad-26 для создания ряда других эффективных вакцин; китайской компании CanSino Biologics, партнером которой в проведении третьей фазы клинических исследований стала компания «Петровакс» (к слову, ее препарат полиоксидоний прошел первый этап международного клинического исследования по эффективности и безопасности при лечении СOVID-19), совместная разработка Оксфордского университета и компании AstraZeneca — они возобновили приостановленные исследования (в этом случае платформой являются аденовирусы шимпанзе), американской компании Moderna, работающей совместно с Национальным институтом аллергии и инфекционных заболеваний США, немецкой компании BioNTech в сотрудничестве с Fosun Pharma и Pfizer. Две последние вакцины создаются на основе РНК, что является инновационным подходом.
Испытания также проходят еще три китайские вакцины — компании Sinovac, Уханьского института вирусологии и Пекинского института вирусологии (обе совместно с Sinopharm).
Главного лекарства пока нет
«Вакцина — это, безусловно, стратегический ключ для контроля инфекции. Но необходимо разрабатывать и новые лекарства. И здесь мы серьезно отстаем,— говорит Эдуард Карамов.— До сих пор не создано настоящей этиотропной терапии, врачи пользуются в основном лекарствами, которые смягчают те или иные симптомы. Новых разработок препаратов против коронавируса ведется, на мой взгляд, недостаточное количество».
При этом на российский рынок уже вышли и активно пропагандируются отечественные препараты—аналоги японского фавипиравира: коронавир («Р-Фарм»), арепливир («Промомед») и авифавир (Российский фонд прямых инвестиций и «Химрар»). Все эти препараты прошли суперускоренную регистрацию и уже поступили в аптеки, что вызывает, возможно, вполне оправданные сомнения специалистов.
Российский аналог актемпры левилимаб («Биокад»), изначально предназначенный для лечения ревматоидного артрита, также зарегистрирован для лечения пациентов с тяжелой формой COVID по ускоренной процедуре, хотя испытания по этим показаниям должны были завершиться в 2024 году.
При этом в мире изучаются возможности применения более 230 лекарственных препаратов при COVID-19, причем 142 из них находятся на этапе клинических исследований.
Компания Roche объявила о регистрации в России препарата ремдесивир. В международном клиническом исследовании его применения в комбинации с тоцилизумабом у пациентов с тяжелой пневмонией, вызванной вирусом SARS-CoV-2, участвуют шесть медицинских центров Москвы и Санкт-Петербурга.
Альянсы будущего
Важно, что многие фармацевтические компании, научные центры, медицинские организации стали объединяться для разработки вакцин и лекарственных препаратов, необходимых для лечения COVID-19.
О сотрудничестве с целью разработки терапии с использованием моноклонального антитела для профилактики и лечения COVID-19 объявили AbbVie и Harbour BioMed, Утрехтский университет и медицинский центр «Эразм». О работе над совместными проектом сообщили MSD и Ridgeback Biotherapeutics LP.
Альянс CoVIg-19, куда входит десять участников, включая CSL Behring и Takeda, работает над созданием первого небрендированного поликлонального гипериммунного иммуноглобулинового препарата против SARS-CoV-2.
Созданный в самом начале пандемии консорциум CARE (ускорение исследований и разработок, связанных с коронавирусом, в Европе) объявил о запуске одноименного проекта при общей сумме гранта €77,7 млн. В проекте CARE, рассчитанном на пять лет, участвуют 37 партнеров из Бельгии, Китая, Дании, Франции, Германии, Нидерландов, Польши, Испании, Швейцарии, Великобритании и США. Возглавляют его Французский национальный институт здоровья и медицинских исследований, Janssen Pharmaceutica NV (одна из компаний в составе Janssen, Johnson & Johnson) и Takeda Pharmaceuticals International AG.
В частности, участник консорциума компания Boehringer Ingelheim будет руководить направлением по разработке антител, нейтрализующих вирус, она предоставит ранее разработанные противовирусные молекулы из своего портфеля препаратов для терапии других заболеваний, а также малые молекулы-кандидаты из собрания молекул компании.
Тест-системы
Выбор тестов сейчас достаточно велик. Лидирующие позиции на этом направлении по-прежнему занимают ведущие мировые компании, у которых специфичность и чувствительность к антителам достигает 100%.
«В августе мы вывели на российский рынок лабораторный тест на суммарные антитела (классов IgM и IgG) для выявления в крови антител к SARS-CoV-2. Он позволяет получить картину прогрессирования заболевания, даже если оно протекало бессимптомно или не было диагностировано.
Вероятно, тестирование большого числа людей на иммунный ответ и наличие антител к вирусу SARS-CoV-2 будет иметь решающее значение для безопасной и рациональной отмены ограничений и предотвращения последующих волн развития инфекции. Также мы ожидаем, что тест поможет в оценке эффективности вакцинации»,— рассказывает генеральный директор компании Siemens Healthineers в России и Центральной Азии Светлана Гербель.
Среди отечественных инноваций можно назвать тест-систему SARS-CoV-2-CoronaPass для определения суммарных антител к коронавирусу, разработанную ООО «НекстГен» при поддержке фонда «Сколково» в сотрудничестве с центром Genetico и ООО «Биопалитра», которая позволяет выявлять суммарные антитела (IgG/IgM/IgA) на ранних сроках заболевания вне зависимости от индивидуальных особенностей формирования иммунного ответа. Специфичность теста 100%, что позволяет избежать ложноположительных результатов.
Специалисты отмечают: тест-системы российского и иностранного производства на определение коронавирусной инфекции и наличие антител совершенно сопоставимы.
Тотальный скрининг приносит иногда и неожиданные результаты. Когда в начале пандемии стали проводить много исследований в поисках воспалительных заболеваний вирусного генеза, помимо них, по словам врача компьютерной томографии, рентгенолога, заведующего отделением лучевой диагностики «СМ-Клиники» в Новых Черемушках Максима Красных, попутно удалось выявить много образований в легких и даже специфические воспаления — туберкулез и другие.
В борьбе с коронавирусом возникло много интересных социальных инициатив, не говоря уже о масштабных благотворительных акциях. Таких, например, как «Врачи на борту» авиакомпании S7, виртуальный госпиталь «Инвитро» для постоянной помощи пациентам во время пандемии, бесплатные и безопасные поездки на такси к местам лечения, организованные для онкопациентов компанией Roche и многие другие.