День исправленной Конституции
Дума одобрила очередной пакет законопроектов в развитие обновленного Основного закона
Госдума в среду приняла восемь законопроектов, внесенных президентом 22 сентября в развитие положений обновленной Конституции. Три из них были одобрены во втором чтении, еще пять — в первом. Наибольшую дискуссию, как и ожидалось, вызвали поправки к закону «О Конституционном суде». Но от намерения голосовать против этого документа в конце концов отказались даже его главные критики — коммунисты, решившие не участвовать в голосовании.
Во втором чтении в среду рассматривались новая редакция конституционного закона «О правительстве», большой пакет изменений в закон о Конституционном суде (КС) и поправки к закону о прокуратуре. В первом чтении депутаты одобрили поправки к законам «О безопасности», «Об уполномоченном по правам человека», «О Федеральной службе безопасности», «О внешней разведке» и к ряду других федеральных законов.
Законопроект «О правительстве», закрепляющий новый порядок формирования кабинета (премьер, его заместители и «гражданские» министры назначаются президентом после утверждения Госдумой, а министры «силового блока» — после консультаций с Советом федерации), по итогам второго чтения почти не изменился. Ранее сенаторы высказывали недовольство сроком рассмотрения представленных кандидатур (и Думе, и Совфеду на это выделена неделя): в своем отзыве комитет СФ по регламенту назвал его «недостаточным для всестороннего и системного рассмотрения».
Глава комитета Вячеслав Тимченко пояснял тогда “Ъ”, что желательным является срок «хотя бы две недели, чтобы кандидатуры можно было рассмотреть на очередном заседании СФ».
Сенаторы внесли соответствующую поправку, и депутаты, как сообщал ранее “Ъ” глава комитета Думы по законодательству Павел Крашенинников, решили пойти им навстречу и увеличить срок консультаций. Однако перед вторым чтением авторы поправки ее неожиданно отозвали. Один из них, глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас, пояснил “Ъ”, что такое решение обусловлено желанием синхронизировать сроки рассмотрения кандидатов в министры с Госдумой. «Логика, что правительство должно согласовываться синхронно, имеет право на жизнь, мы с этим согласились»,— отметил сенатор.
Николай Коломейцев и Юрий Синельщиков (оба — КПРФ) предложили запретить президенту повторно вносить уже отклоненные Думой кандидатуры, но эта поправка была отклонена. Также коммунисты добивались запрета для членов правительства иметь имущество за границей. Павел Крашенинников напомнил, что эта дискуссия велась при обсуждении поправок к Конституции: «И мы тогда говорили, что есть страны бывшего СССР. И на этом основании мы говорили, что такие ограничения вводить нельзя». Поправку вынесли на отдельное голосование, и она собрала 88 голосов — недостаточно для принятия, но все же немало с учетом низкой посещаемости пленарных заседаний во время пандемии. Позже депутат Коломейцев вернулся к этой теме и спросил коллегу Крашенинникова: «А если мы сделаем оговорку "кроме стран СНГ", эта поправка будет принята?» «Не думаю, что страны надо как-то делить»,— ответил глава комитета. В итоге за принятие проекта во втором чтении проголосовали 357 депутатов, двое воздержались.
Больше всего споров вызвал законопроект об изменении закона о КС. Перед вторым чтением господа Крашенинников и Клишас предложили к нему 23 поправки, в том числе о запрете на публикацию особого мнения судей и публичную критику ими решений КС, а также о возможности назначить председателя КС и его заместителя не из числа судей.
Поправку об особом мнении коммунисты вынесли на отдельное голосование: как пояснил депутат Синельщиков, эта новелла нарушает принцип гласности в суде.
А Сергей Иванов (ЛДПР) добавил, что эта норма никак не развивает принятые летом поправки к Конституции. «Кто проголосует за нее, тот подтвердит, что Дума уже не нужна»,— обратился он к коллегам. Павел Крашенинников объяснил ее появление желанием «избежать политизации конституционного процесса» и привел в пример страны, где публикация особого мнения тоже запрещена (Италия, Франция, Австрия, Ирландия и др.). Кроме того, по его словам, это сделает решения КС «цельными».
В результате за поправку проголосовали 330 депутатов, а 32 — против. В целом же проект во втором чтении одобрили 366 депутатов, а против был только Юрий Синельщиков. Накануне он говорил “Ъ” о намерении КПРФ голосовать против, но в итоге коммунисты снова, как и в первом чтении, воздержались от голосования. По словам собеседника “Ъ” во фракции, так решило руководство КПРФ.
По поводу других проектов особых возражений у депутатов не было. Принятые во втором чтении поправки к закону «О прокуратуре» закрепляют новый порядок назначения генпрокурора (его будет назначать не Совфед по представлению президента, как раньше, а президент после консультаций с СФ) и вводят запрет для работников прокуратуры на двойное гражданство. Такой же запрет в отношении сотрудников ФСБ и органов внешней разведки содержится в законопроектах, одобренных в первом чтении. Кроме того, в первом чтении приняты поправки о лишении полномочий судей вследствие утраты гражданства РФ или приобретения иного, а также в случае совершения порочащего их честь поступка.