Татарстан откладывает долги
Республика получила отсрочку выплат РФ по кредитам еще на два года
Татарстан сможет начать рассчитываться по займам, полученным у РФ под Универсиаду, только с 2025 года. Соглашения с федеральным центром об отсрочке выплат еще на два года на следующей неделе утвердит республиканский Госсовет. Речь идет о 66 млрд руб. бюджетных кредитов при общем размере госдолга Татарстана в 96 млрд руб. Власти Татарстана также не исключают дальнейшего списания долга перед РФ. Соответствующее обращение вчера поддержал профильный комитет парламента республики.
Комитет Госсовета по бюджету, налогам и финансам поддержал законопроект, согласно которому Татарстан получит отсрочку на выплату долга в размере 66,08 млрд руб. перед федеральным центром. Ранее соответствующие дополнительные соглашения подписали правительство республики и Минфин России. Ожидается, что соглашения будут утверждены законом Татарстана на ближайшей сессии Госсовета 29 октября.
Госдолг Татарстана на 1 октября 2020 года, по данным Минфина России, составлял 96,8 млрд руб. Из них 84,3 млрд руб. приходятся на бюджетные кредиты федерального центра, а 9,7 млрд руб. — на госгарантии, предоставленные республикой. Татарстан находится на втором месте среди российских субъектов по размеру госдолга. Больший объем заимствований только у Московской области (182 млрд руб.). Вместе с тем по объему бюджетных кредитов Татарстан занимает первое место.
Значительная часть кредитов у республики накопилась во время подготовки к Универсиаде 2013 года в Казани, которая обошлась региону в 228 млрд руб. Из них 63,5 млрд руб. республика взяла в долг у бюджета России. Еще 3,4 млрд руб. в те годы были привлечены на мероприятия по обеспечению ликвидации последствий засухи и поддержке моногородов. В конце 2012 года федеральный центр предоставил республике рассрочку погашения общего долга в размере 67 млрд руб. на 10 лет под 0,5% годовых. В мае 2015 года Госсовет республики утвердил дополнительные соглашения с Минфином РФ, предусматривающие снижение ставок по этим кредитам с 0,5% до 0,1% годовых. Изначально предполагалось, что республика будет выплачивать этот долг с 2023 по 2032 год равными долями по 6,7 млрд руб. ежегодно.
В последующие годы республика продолжила наращивать задолженность. Кредиты привлекали на покрытие бюджетного дефицита, а также на проведение чемпионата мира по водным видам спорта. Выплата этих долгов также была отсрочена.
По новым соглашениям республика начнет выплачивать долг только с 2025 года. Завершить погашение кредитов предстоит в 2034 году. За республикой сохраняется льготная ставка на обслуживание долга — 0,1% годовых. При этом, если Татарстан допустит нарушение графика платежей по обязательствам, федеральный центр обещает начислять пени.
Отсрочку погашения долга республике предоставили на фоне непростой экономической ситуации в регионе. Как сообщал “Ъ”, из-за COVID-19 Татарстан по итогам девяти месяцев недополучил в консолидированный бюджет около 34 млрд руб. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Доходы сократились из-за падения добычи нефти и промышленного производства. Вчера министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин сообщил на заседании комитета, что бюджет республики на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов сверстан «колоссально напряженным». «Такого напряженного бюджета ни в одном году еще не было»,— указал он.
По словам господина Гайзатуллина, если бы не принятые дополнительные соглашения с Москвой, Татарстану в ближайшие три года пришлось бы вернуть федеральному центру 10,5 млрд руб. Однако из-за отсрочки основного долга выплаты в этот период составят лишь около 300 млн руб.
Вчера же члены комитета Госсовета поддержали обращение Верховного совета Хакасии к федеральному центру о «списании бюджетных кредитов субъектам РФ с максимальной долговой нагрузкой». Глава комитета Госсовета Леонид Якунин пояснил, что у Хакасии госдолг составляет 98% собственных доходов. «Когда они рассчитаются, непонятно. Мы считаем надо поддержать»,— сказал он. Также положительное заключение на обращение Хакасии дало министерство финансов Татарстана. Оно назвало «целесообразным» предложение к федеральному центру рассмотреть возможность списания задолженности по бюджетным кредитам «всех субъектов РФ, в бюджетах которых имеет место значительное сокращение их доходной части».
В беседе с “Ъ” Радик Гайзатуллин сообщил, что сейчас госдолг Татарстана превышает 40% налоговых доходов. «Это всегда критично»,— ответил он на просьбу оценить долговую нагрузку региона. Министр добавил, что подобные предложения о списании долгов регионам были и ранее. «Решение должен принять федеральный центр»,— заключил он.
«С госдолгом у Татарстана все хорошо. По итогам первого полугодия он вырос всего на 1,5% при средних темпах по РФ 1,2%, до 96 млрд руб.»,— говорит главный аналитик группы компаний «Алор» Алексей Антонов. Он отмечает, что «госдолг региона растет медленно» в основном из-за «высокого экономического потенциала добывающей промышленности, являющейся локомотивом экономики». «Если мы посмотрим на его соотношение с налоговыми и неналоговыми доходами, то это всего 43,5%, что вообще немного, если учесть, что еще у 40 субъектов федерации это соотношение куда хуже»,— указывает он.
Господин Антонов также обращает внимание, что «у Татарстана практически нет дорогих в обслуживании коммерческих долгов, а на бюджетные кредиты приходится 89%». «Это отличный показатель уже хотя бы потому, что эти долги значительно проще реструктурировать или даже частично списать»,— говорит аналитик. По его словам, «такие спортивные мероприятия, как Универсиада, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу по умолчанию не окупаются», однако это «статусные мероприятия, да еще и с социальной составляющей, поскольку регион получает по завершении инфраструктуру и спортивные сооружения». При этом, отмечает эксперт, «требовать вернуть долги за организацию таких мероприятий из федерального центра не могут, какой бы сложной ситуация ни была». «Чтобы их вернуть, нужно занимать, а занимают сейчас преимущественно именно у федерального центра»,— заключает он.