Обновлено 15:27

Водителей отучают от бесплатного проезда

Госдума приняла в первом чтении закон о штрафе за бесплатный проезд по платным автодорогам

Госдума приняла в первом чтении поправки в КоАП, вводящие новый штраф для автомобилистов — за проезд по платной дороге без оплаты. Для владельцев легковых авто санкция составит 2,5 тыс. руб., для водителей грузовиков и автобусов — 5,5 тыс. руб. Штраф нужен для запуска безбарьерного проезда (система freeflow) на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД). Ее северо-восточный участок практически достроен, но без корректировки КоАП дорогу не получится открыть для движения. Депутаты Госдумы просят законопроект доработать, на это может уйти еще месяц.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

За «неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автодорогам», согласно принятым в первом чтении поправкам в КоАП (законопроект внесен правительством), собственники легковых авто будут оштрафованы на 2,5 тыс. руб., владельцы автобусов и грузовиков — на 5,5 тыс. руб. Постановления будет выносить Ространснадзор с помощью камер. Обсуждается возможность уменьшения штрафа для легковых авто, но если его снизят, то скидки за оплату в первые 20 дней не будет, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.

Все платные дороги в РФ сейчас оборудованы пунктами взимания платы (ПВП) со шлагбаумами — миновать их бесплатно невозможно технически.

Но некоторым водителям это получается сделать. С начала года «Автодор» зафиксировал 374 тыс. случаев, когда машины ломали ограждения или пристраивались вплотную за грузовиком, проезжая бесплатно.

За рубежом распространена система freeflow (свободный поток): деньги со счета списываются автоматически (для этого у автомобилиста должен быть бесконтактный транспондер или аналогичное устройство), когда машина проезжает под камерой. Внедрение такой практики в РФ обсуждается с 2014 года, но нужны поправки в законодательство. Изменения в закон «Об автомобильных дорогах» уже приняты и подписаны президентом, изменения в КоАП приняты сегодня в первом чтении, поправки в Бюджетный кодекс еще не рассматривались. Также потребуется новое постановление правительства РФ (уточнение правил проезда по платным дорогам).

Первой и пока единственной трассой с freeflow в России станет ЦКАД. Практически достроен третий участок (северо-восточный, между трассами М11 и М7), глава Минтранса Евгений Дитрих обещал пустить движение по нему в начале ноября. Но поскольку деньги за проезд будут взиматься только через freeflow (шлагбаумов нет), запуск дороги возможен не ранее того момента, как соответствующие законодательные акты будут приняты. В частности, если не будут введены штрафные санкции, возникнет риск, что все поедут по ЦКАД бесплатно.

Поправки в КоАП, судя по всему, быстро принять не получится: депутаты законопроект требуют доработать. Не ясно, например, как штрафовать водителей иностранных автомобилей, говорится в заключении думского комитета по госстроительству. Законопроект создает возможность неоднократного наказания водителей за одно и то же нарушение при проезде под несколькими камерами. Также нужны изменения в ст. 3.5 КоАП, где сказано, что максимальный размер штрафа для граждан не может превышать 5 тыс. руб. Не ясно, будут ли распространяться положения закона на дороги регионального, межмуниципального, местного значения, а также на частные автодороги общего пользования, заметили в думском комитете по транспорту. «Данное обстоятельство может привести впоследствии к правовой неопределенности, в том числе к расширительному и неоднозначному толкованию данной нормы»,— сказано в заключении. Обычно по регламенту Госдумы на доработку ко второму чтению дается от 15 до 30 дней.

В «Автодоре» между тем думают над тем, как запустить проезд по ЦКАД раньше, чем Госдума примет законы. Сама технология уже разработана.

Те, кто не оплатит проезд, через шесть дней, получат «письмо счастья» от Ространснадзора с требованием внести деньги в течение 60 дней и уведомление «Автодора» о необходимости оплатить долг. Если в течение этого срока задолженность будет погашена, штраф отменят — такой механизм впервые будет введен в КоАП. В противном случае материалы будут переданы в ФССП для взыскания штрафа и долга.

В «Автодоре», по данным “Ъ”, уже придумали временную схему контроля проезда, если Госдума не успеет принять законы к запуску ЦКАД. После того, как госкомпания выпустит приказ о введении платного режима, с этого момента пользователю будет запрещено ехать бесплатно (таковы требования новой редакции закона «Об автодорогах»). Фото и видео проезда передадут в систему хранения данных, за госномером машины запишут задолженность. После этого информацию передут в ФССП для взыскания долга.

«Должникам будут приходить письменные уведомления, предъявить требование об оплате могут, например, при выезде за границу,— пояснял ранее глава "Автодора" Вячеслав Петушенко.— Но мы рассчитываем на сознательность граждан. Хотя прекрасно понимаем, что ряд из них придерживается другого “правила”. Если есть возможность не платить, то и не заплатят». В Федеральной службе судебных приставов не пояснили, как будет происходить взыскание задолженностей за проезд. По словам господина Петушенко, freeflow планируется также внедрить на трассе М12 Москва—Казань, которая появится к 2024 году.

Иван Буранов

Вся лента