«Яндекс.Такси» не повезет
Водители в Челябинске бастуют из-за низкой оплаты труда
Водители «Яндекс. Такси» в Челябинске планируют устроить забастовку 23 октября. Они протестуют против снижения гарантированного заработка с 8300 руб. до 6600 руб. за смену. Работники сообщают, что агрегатор требует обслуживать 40 вызовов за 12 часов; из-за усталости водителей происходят ДТП. Забастовку организуют в соцсетях, о намерении бойкотировать выход на линию заявили более 100 таксистов. В «Яндекс.Такси» никто из партнеров не сообщал о готовящейся акции протеста. Эксперты считают, потери агрегатора из-за масштабной забастовки могут составить 10–15% от общей прибыли за месяц.
Водители «Яндекс.Такси» в Челябинске намерены провести забастовку 23 октября из-за снижения гарантированного суточного заработка с 8300 руб. до 6600 руб. Акция продлится с 06:00 до 24:00. Информацию об этом разместили в группах в социальной сети «Вконтакте». Впервые сообщение о готовящейся забастовке появилось в сообществе «Подслушано у таксистов в Челябинске». По информации авторов, к забастовке готовы присоединиться пять крупных и десять небольших таксопарков. «Самозанятые водители, диспетчеры и другие работники “Яндекс.Такси” тоже поддержат протест. Жители Челябинска и области в этот день будут пользоваться услугами других агрегаторов. Приносим свои извинения за доставленные неудобства, но мы тоже живые люди, у нас есть семьи и дети»,— пишут таксисты. Забастовщики выдвигают два требования: возвращение прежней суммы гарантированного заработка и установка минимальной суммы заказа 100 руб. Они обратились к руководству агрегатора с предупреждением: «У вас было время отреагировать на наши требования. В ответ на ваш игнор акция будет проведена три пятницы подряд. Постоянный сбой в работе приведет к потере клиентов за месяц около 20–30%, потеря клиентов приведет к потере водителей, потеря водителей приведет к закрытию конторы».
Участники акции уверены, что размер гарантированного заработка был снижен из-за того, что руководство «Яндекс.Такси» заключило невыгодное соглашение с правительством Челябинской области об использования таксопарка для перевозки больных коронавирусом на компьютерную томографию. Решение было принято из-за загруженности станций скорой помощи. «Понизили гарантию по утренним зонам. В выходные зоны вообще убрали. По работе с больными ковидом никакой информации нам не дают. В предыдущий карантин было, если провезти пассажира, у которого выявлялся потом ковид, то водителя блокировали в сервисе на 14 дней. Есть факт снижения цены за поездку и гарантированного заработка. Я против этого бастую»,— рассказал участник забастовки на условиях анонимности. По его словам, акция никем не координируется и является выражением протеста работников из-за ухудшения условий труда. Другой собеседник “Ъ” заявил, что агрегатор требует, чтобы водители обслуживали по 40 заявок за 12 часов, чтобы получить гарантированный заработок. «Этот план невозможно выполнить. От силы сделаешь 20 заявок. Можно представить, в каком состоянии водители ездят. Отсюда многочисленные ДТП. Они добьются того, что водители и таксопарки уйдут к конкуренту “Ситимобил”, где гарантированно платят 8500 за смену. Еще скоро к нам придет китайский агрегатор DiDi, многие таксопарки планируют к ним перейти»,— отмечает таксист. В опросе по поводу участия в забастовке в профильной группе для челябинских таксистов в соцсети «Вконтакте» 169 человек подтвердили намерение отказаться от работы с «Яндекс.Такси» 23 октября.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» сообщили, что никто из партнеров и крупных таксопарков официально не заявлял об участии в забастовке. Кроме того, в компании опровергли сообщения властей Челябинской области о том, что такси будут возить больных коронавирусом. «Речь идет о перевозке медперсонала, а не пациентов. Речь идет не о машинах, которые выполняют обычные заказы “Яндекс Go”, а только про отдельный флот партнерских автомобилей, где будут повышены меры безопасности для водителей-добровольцев. В таких автомобилях используются специальные защитные экраны, а также проводится ежедневная обязательная дезинфекция. Для водителей будет действовать страховка из специального фонда “Яндекс.Такси” на случай заражения COVID-19»,— рассказали в пресс-службе агрегатора. Снижение суммы гарантированного заработка никак не связано с соглашением о сотрудничестве с правительством региона, заверили в компании. «Гарантия — это не фиксированная сумма, это бонусы, которые складываются в зависимости от сезона. В один месяц сумма может быть повышена, в другой снижена, это гибкая система. Водители не являются сотрудниками, а мы не являемся их работодателями, чтобы обеспечить фиксированный оклад»,— заявили в «Яндекс.Такси».
По информации на сайте агрегатора, в Челябинске у «Яндекс.Такси» около 500 партнеров. Это крупные и небольшие таксопарки, водители—индивидуальные предприниматели и самозанятые таксисты. Точное количество зарегистрированных в системе автомобилей в компании не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Минимальная сумма заказа для тарифа «Эконом» — 59 руб.
Если заявленное число протестующих откажется от работы в пятницу, потери от забастовки будут на уровне 10–15% от общей прибыли за месяц, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «На фоне падения доходов населения службы такси по всей стране переживают не лучшие времена: люди экономят, предпочитают пользоваться общественным транспортом, а при этом стоимость поездок растет, как и затраты служб такси на бензин, техобслуживание, противоэпидемиологические мероприятия. Эти долговременные факторы способны больше повлиять на работу “Яндекс.Такси”, чем забастовка»,— говорит эксперт.
Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов отмечает, что для «Яндекс.Такси» опасна не сама забастовка, а возможный массовый отказ водителей от сотрудничества с агрегатором. «Сейчас на челябинском рынке и так действуют все федеральные операторы, при этом никаких ограничений по количеству агрегаторов, к котором может быть подключен водитель, просто нет. В большинстве своем они используют для поиска заказов три-четыре сервиса. Проблемы для “Яндекса” в регионе могут начаться с того, что водители просто перестанут брать заказы именно у него, поскольку выгода от использования сервиса крупнейшего агрегатора при таких условиях не столь очевидна. Если у клиентов начнут возникать проблемы с поиском машины из-за нежелания таксистов работать с конкретным оператором, то это может существенно подорвать позиции “Яндекса” на региональном рынке»,— подчеркивает господин Антонов.