Сотрудники ФСБ не вынесли газовой атаки
Красноярца приговорили к пяти годам колонии за оборону от спецслужб
Мастер по ремонту радиотехники Артем Загребельный приговорен в четверг Свердловским районным судом Красноярска к пяти годам колонии за распыление газового баллончика в лица троих мужчин в подъезде дома. Мужчины оказались сотрудниками ФСБ. Они пытались задержать господина Загребельного, чтобы провести в его квартире обыск по делу об экстремизме. Адвокаты настаивают, что работники спецслужб не представились и не предъявили служебных удостоверений. Они заявляют, что их доверитель испугался нападения незнакомцев в подъезде и был вынужден обороняться газовым баллончиком. Суд, однако, счел, что радиомастер «применил насилие, опасное для жизни и здоровья в отношении представителей власти».
Заседание по делу Артема Загребельного, 27-летнего мастера по ремонту радиотехники, состоялось в четверг в Свердловском районном суде Красноярска. Мужчина признан виновным в применении насилия, «опасного для жизни и здоровья» сотрудников ФСБ (ч. 2 ст. 318 УК РФ), и приговорен к пяти годам колонии. В ноябре прошлого года он, возвращаясь домой, был задержан силовиками, которые, как настаивает защита, не представились и не показали служебные удостоверения. Испугавшись нападения незнакомцев, Артем Загребельный распылил в них газовый баллончик.
Сразу после оглашения приговора адвокаты юридической организации «Правозащита Открытки» опубликовали видеозаписи камер наблюдения в подъезде одного из домов Красноярска. На записях видно, как Артем Загребельный заходит в подъезд, где у лифта стоят трое мужчин. Когда лифт подъезжает, один из мужчин заходит в него следом за господином Загребельным, что-то ему говорит (запись опубликована без звука) и хватает радиомастера за руку. Тут же к нему присоединяются двое других. Молодой человек достает баллончик, распыляет его в нападающих, после чего двое убегают, а третий валит Артема Загребельного на пол и заламывает ему руки.
«После этого двое возвращаются с подкреплением и задерживают Артема, позже выяснится, что они проводили оперативно-разыскные мероприятия ФСБ,— рассказал “Ъ” координатор "Правозащиты Открытки" Алексей Прянишников.— Никто, как мы видим из записей с камер, не представился, не предъявил удостоверений, Артем защищался».
По словам господина Прянишникова, сотрудники ФСБ пришли к его доверителю, чтобы провести обыск «из-за переписки Артема с блогером Вольновым».
Украинский блогер Никита Кувиков, известный в сети как Евгений Вольнов, в 2019 году обвинен в призывах к терроризму и экстремизме из-за звонков с сообщениями о «трехстах трупах» после пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово, где в марте 2018 года погибли 60 человек. «Артем не открыл дверь, так как уже тогда никто ему не представился,— рассказал Алексей Прянишников.— Спустя какое-то время он вышел проверить обстановку и сходить в магазин. По возвращении его и попытались задержать трое мужчин».
Обвинений в экстремизме или терроризме Артему Загребельному предъявлено не было. Однако двое из троих проводивших операцию сотрудников ФСБ заявили о применении к ним насилия, следствие квалифицировало действия радиомастера по ч. 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителей власти; наказывается лишением свободы на срок до десяти лет).
На заседании суда по делу Артема Загребельного в четверг с момента начала процесса до вынесения приговора прошло менее пяти часов.
Прокурор, сообщили “Ъ” адвокаты, требовал для господина Загребельного девять лет колонии, судья Людмила Муштакова назначила пять.
«В материалах дела две экспертизы (назначенные следователем.— “Ъ”), которые проводила Красноярская лаборатория судебно-медицинских экспертиз,— рассказал Алексей Прянишников.— В первом заключении сообщается об отсутствии вреда здоровью потерпевших, во втором, четко наоборот, сообщается о "тяжком вреде здоровью", причиненном сотрудникам ФСБ Архипову и Пшеничникову. Потерпевшими по делу выступают именно они. Наш эксперт нашел в данных заключениях нарушение законодательства и поставил под сомнение причинение вреда здоровью сотрудников ФСБ, но наше заключение суд отказался приобщать к делу».
Согласно характеристикам газового баллончика «Шпага», который Артем Загребельный использовал, данное средство содержит «OC (олеорезин капсикум) + CS (слезоточивый газ)» и предназначается для защиты «от агрессивных животных и людей». Согласно описанию таких баллончиков, которые производит ЗАО «Техкрим», «средство не наносит серьезный вред здоровью агрессора, обладая временным действием», и «допустимо к продаже лицам старше 18 лет без разрешительной документации (согласно ФЗ "Об оружии")».
«Судя по всему, имела место установка на жесткий приговор,— считает Алексей Прянишников.— Рассмотрение дел по ст. 318 дифференцируется, как правило, в зависимости от персон потерпевших или политического подтекста дела, как было в Москве в 2019 году (серия уголовных дел по ст. 318 УК РФ, возбужденных после летних протестов в столице в связи с выборами в Мосгордуму, получила название "московское дело".— “Ъ”)».
Адвокат Александр Борков называет ст. 318 УК РФ «новым инструментом давления».
Господин Борков, напомним, защищает одного из фигурантов «московского дела» Ивана Подкопаева, осужденного на два года колонии за распыление газового баллончика в сторону силовиков на акции протеста 27 июля 2019 года в Москве. Обвинение господину Подкопаеву было квалифицировано по ч. 1 ст. 318 УК РФ — «применение насилия, не опасного для жизни или здоровья».
«Ст. 318 УК нередко называют штрафной — это значит, что, как правило, по ней не назначают слишком высоких наказаний,— пояснил Александр Борков.— Однако "московское дело" стало исключением, как, вероятно, и это дело в Красноярске. Статья 318 теперь все чаще проявляется как рычаг управления и давления, когда уголовные дела возбуждаются даже от того, что полицейский испугался упавшей рядом с ним пластиковой бутылки или стаканчика (имеются в виду эпизоды "московского дела", по которым были возбуждены уголовные дела.— “Ъ”)».
Согласно статистике Судебного департамента России, за первое полугодие 2020 года по ч. 2 ст. 318 УК РФ, по которой к пяти годам колонии приговорен Артем Загребельный, осуждены 292 человека. За первые полугодия 2019 и 2018 годов этот показатель составил 301 и 370 человек соответственно. Юристы «Правозащиты Открытки» сообщили “Ъ”, что намерены обжаловать решение Свердловского райсуда Красноярска в краевом суде и подать жалобу в ЕСПЧ «на незаконное лишение свободы и нарушение права на справедливое судебное разбирательство».