С карт списались долги
Банки поработали над просроченной задолженностью граждан
В сентябре 2020 года доля просроченной задолженности по кредитным картам впервые с начала года начала снижаться. Положительный сдвиг связан и с ужесточением банковского скоринга в период пандемии, и с программами реструктуризации проблемной задолженности. Эти меры позволили избежать массовых дефолтов. Однако ситуация в экономике все еще остается нестабильной, и у заемщиков может возникнуть проблема с обслуживанием задолженности, реструктурированной в первую волну.
По данным БКИ «Эквифакс», в сентябре рынок кредитных карт впервые с начала года показал снижение доли просроченной задолженности по общему портфелю. По данным бюро, доля просрочки свыше 90 дней от портфеля 947,8 млрд руб. составила 15,9%. По сравнению с предыдущим месяцем снижение небольшое (на 0,4 процентного пункта), но зато впервые за последние девять месяцев. В начале года доля просроченной задолженности была на минимуме — 14,2% (при более низком объеме портфеля, 882,5 млрд руб.).
Перелом в негативной тенденции этого года связан с двумя главными факторами, указывают эксперты. «С одной стороны, снижение доли просроченной задолженности объясняется развитием банками собственных программ по реструктуризации потенциально проблемной задолженности»,— поясняет гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин. С другой стороны, по его словам, выдачи кредитных карт в период пандемии характеризуются более высоким кредитным качеством и не оказывают сколько-нибудь значимого негативного влияния на качество портфеля. Кроме того, многие банки, как правило, списывают невозвратные кредиты с баланса за счет сформированных резервов или переуступают проблемную задолженность коллекторским агентствам, замечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Ксения Якушкина.
Если бы не была проведена реструктуризация, доля кредитов с просрочкой по кредитным картам могла быть существенно выше, говорит директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.
Однако риски дефолтов в сегменте кредитных карт все еще высоки: на рынок давит риск второй волны пандемии и стагнация реальных доходов населения. И обозначившийся в сентябре поворот может быть краткросрочным. «Если ситуация с реальными доходами продолжит ухудшаться, то и кредиты, реструктурированные в апреле—июле, также могут через какое-то время перестать обслуживаться»,— рассуждает Алексей Волков. Эти факторы могут привести к серьезному давлению на кредитные портфели, нивелировать которые кредиторы самостоятельно вряд ли смогут, уверен господин Волков. Хотя позитивная динамика может повториться в конца года, когда кредиторы проводят списания и продажи проблемной задолженности, считает господин Лагуткин.
Впрочем, сами банки настроены сдержанно-оптимистично, указывая, что выдача карт растет, но требования к заемщикам не смягчаются (см. “Ъ” от 15 октября). По предварительным данным, в октябре темпы роста выдач новых карт в штуках продолжили расти, отмечает аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский. Сбербанку и ВТБ удалось восстановить текущий спрос на кредитные карты до докоронавирусного уровня, отметили в их пресс-службах. Спрос сохранится — четвертый квартал на рынке кредитования традиционно является высоким сезоном, добавляет начальник управления кредитных карт ВТБ Григорий Мирзоян.
«По сравнению с первой волной, когда ситуация была во многом непредсказуемой, сейчас потребители более взвешенно и осознанно подходят к вопросам кредитования»,— отмечают в Росбанке.
Весной банки быстро изменили риск-политику: массово сократили доступные лимиты по картам, ужесточили требования к новым клиентам, что позволило им пройти пик пандемии без массовых дефолтов, говорит президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. «Подобный консервативный подход к кредитованию не позволит просроченной задолженности показать резкого и опасного для рынка роста в будущем»,— уверен он. Однако карты остаются самым высокорискованным сегментом, доля просрочки по ним на 3–4 процентных пункта выше, чем в сегменте потребительского кредитования, напоминает господин Мехтиев.