Вторая волна закручивает гайки
В Петербурге ввели новые ограничения из-за коронавируса
Губернатор Петербурга Александр Беглов подписал постановление правительства, которое вводит новые ограничения для граждан в рамках борьбы с коронавирусом. С 26 октября будет введен запрет на работу заведений общепита в ночное время, а уже со вчерашнего дня для граждан запрещен проезд на транспорте, включая такси, без масок. Участники рынка опасаются, что правила продолжат ужесточать, и считают действия властей необоснованными. Юристы отмечают, что у горожан, которые выступают против отдельных новых норм, не будет возможности им сопротивляться законными способами.
Рестораны и кафе с 26 октября обязаны будут закрываться в 23:00 и открываться не ранее 6:00. Исключение составят заведения, расположенные в аэропорту, на вокзалах и заправках. Каждое заведение получит QR-код, подтверждающий, что оно работает в соответствии стандартам безопасности. Вице-губернатор Евгений Елин заявлял “Ъ”, что ночные мероприятия в увеселительных заведениях серьезно способствуют распространению коронавируса (см. “Ъ” от 20.10.2020).
Также запрещено будет работать детским игровым комнатам, площадь которых превышает 50 «квадратов», а пассажирам общественного транспорта будет отказано в поездках, если у них нет средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Что касается предприятий, то у них просят перевести максимальное количество работников на удаленку, а про тех, кого туда перевести нельзя, при условии, что им больше 65 лет, необходимо будет сообщить в комитет по промышленной политике — в частности, предоставить их номера телефонов.
Вице-губернатор Евгений Елин пояснил, что это необходимо для контроля их состояния. «Врач сможет позвонить такому человеку и спросить, все ли у него в порядке, или сообщить, что он находится рядом с очагом заражения и ему необходимо принять меры для защиты»,— пояснил он.
Как отметил вчера, 22 октября, на заседании экспертного совета по здравоохранению при МПА СНГ вице-губернатор Петербурга Олег Эргашев, ситуация с COVID-19 в городе остается напряженной: еженедельный прирост заболеваемости составляет 23%, а свободных коек только 14%.
Ресторатор Александр Затуливетров считает, что отсутствие ограничений для ресторанов на вокзалах, АЗС и аэропорту ставит остальных участников рынка в неравные условия. «Непонятно, почему ресторану по соседству от Московского вокзала нельзя работать, а ресторану на вокзале — можно»,— недоумевает он.
При этом управляющий партнер холдинга White Group Игорь Пращенко полагает, что работа ресторанов на вокзале или в аэропорту является вынужденной мерой. «В дороге люди должны иметь возможность поесть»,— уверен предприниматель.
По словам господина Затуливетрова, решение властей носит произвольный характер и похоже на лотерею «Спортлото»: «Непонятно, чем рестораны хуже других. Когда летом они возобновили работу, никакого резкого всплеска заболеваемости в течение двух-трех недель не наблюдалось. Запрет лишит заведения общепита, которые испытывают недостаток посетителей из-за плохой погода и отсутствия туристов, еще части доходов»,— сетует он.
Ограничения работы в ночное время не являются критичными по сравнению с общим спадом трафика из-за перевода людей на удаленку и их нежелания ходить в рестораны из-за опасности заразиться, говорит господин Пращенко. Скорее всего, власти не ограничатся только этим запретом, опасается он. «Полностью нас не закроют, поскольку у государства нет возможности выплачивать пособия сотрудникам, но условия работы будут ужесточаться»,— ожидает он.
Как отмечает партнер юридической компании «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко, законных способов получить компенсацию, например, за опоздание на самолет, если человека не пустили в транспорт, нет. «Эти требования могут быть отменены либо по решению самого правительства, либо в случае признания их неконституционными или противоречащими нормам федерального законодательства. Последнее требует времени, и до момента признания данного факта и отмены данных ограничений пройдет несколько месяцев, а к тому моменту они могут быть уже сняты за ненадобностью. Если вы ограничения нарушаете и в этой связи наступают нежелательные для вас последствия, например, вы куда-то опоздали, то ответственность лежит на вас»,— отмечает господин Шевченко.
Как подчеркнул управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и Партнеры» Алим Бишенов, если с номером телефона не передаются более никакие данные, то это законно. «Номер телефона, равно как и адрес и регистрационный номер транспортного средства, не относится к персональным данным, если он передается, хранится и обрабатывается в отрыве от данных, способных идентифицировать конкретное лицо, например его имени и фамилии. Если передают без согласия субъекта данных не только номер телефона, но и имя и фамилию, то это может нести в себе признаки несоответствия ФЗ "О персональных данных"»,— говорит он.