«Водород — один из самых чистых источников энергии»

Корреспондент “Ъ FM” — о транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение. 1520»

Россия через пять лет может запустить водородные поезда на своих железных дорогах, уверены участники панельной дискуссии международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение. 1520». Как заявил замдиректора, главный инженер РЖД Сергей Кобзев, компания за все время своего существования на 71% сократила вредные выбросы в атмосферу и планирует чаще использовать альтернативные источники энергии. За дискуссией следил корреспондент “Ъ FM” Владимир Расулов.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Почему именно водород может прийти на смену поездам, которые ездят по железной дороге сейчас?

— В первую очередь водород рассматривается как один из самых чистых источников энергии, то есть после него практически не остается никаких выбросов, в отличие, например, от некоторых до сих пор присутствующих на наших железных дорогах маневровых поездов, например, тепловозов и не только, которые работают на дизельном топливе.

При этом, как пояснили в РЖД, сейчас 83% пассажирских и 86% грузовых составов осуществляются с помощью электротяги, но остаются места, где еще у нас не электрифицированы железные дороги, и там как раз водородные поезда были бы кстати.

По словам главного инженера РЖД Сергея Кобзева, водородные поезда — это не футуризм, а технология, которая уже прорабатывается активно, и, соответственно, в ближайшее время появится первый пилотный проект такого типа.

— А где именно могут использовать составы на такой тяге?

— Как пояснили участники панельной дискуссии, сейчас в Европе эти проекты уже активно реализовываются, правда, пока в пилотном режиме. Речь идет не только о чисто водородной энергии, а, например, об альтернативе — либо аккумуляторах, либо водороде. В Австрии, как рассказал президент компании Siemens в России Александр Либеров, сейчас реализуется такого рода проект, и его компания разработала новую платформу, которая как раз и работает и на водороде, и на аккумуляторах может работать, и, таким образом, можно использовать эти поезда на небольших расстояниях.

Впрочем, не все участники этой дискуссии согласились с тем, что водородную энергию можно использовать на железных дорогах вообще везде. Как пояснил технический директор компании «Трансмашхолдинг», которая производит подвижной состав, Михаил Рожков, можно в ближайшее время использовать поезда на водороде, но, в общем-то, они будут использоваться далеко не на всех путях.

Как согласились все участники этой дискуссии, водород — это все-таки гораздо более дорогой вид энергии, чем дизельная, в плане производства.

Соответственно, это и производство самого источника энергии, и техники, которая работает на нем. Но некоторые из участников дискуссии пришли к выводу, что здесь нужна только политическая воля. Если она появится, то появятся и деньги на такого рода модернизацию и обновление парка, который будет более экологичен, чем некоторые поезда, которые все еще ходят по нашим железным дорогам.

Вся лента