Мастер упаковки
Дизайнером года назван Франклин Аззи
Авторитетное жюри выставки Maison & Objet в Париже, одного из главных международных форумов в отрасли, объявило имя дизайнера 2020 года, который будет особо представлен в экспозиции нынешней осенью. Им стал выпускник Ecole Speciale d'Architecture и школы искусств Глазго 45-летний Франклин Аззи.
Основатель бюро Franklin Azzi Architecture во 2-м округе Парижа, чьи проекты хорошо известны во Франции, он много строит в Азии и США, однако его имя не так на слуху, как, например, Жана Нувеля. Такое упущение решили исправить организаторы Maison & Objet — звание дизайнера года сразу же привлекло к архитектору всеобщее внимание. На сентябрьской сессии выставки этот титул достается как раз не предметному дизайнеру, а интерьерному — мастеру работы с пространством. Франклин Аззи покажет свою инсталляцию на злобу дня — «Живые картины», в которых будет представлена ретроспектива офисов прошлого в фотографиях и кадрах из фильмов. Как сообщает автор, иммерсивная презентация позволит увидеть возможные варианты развития офисного пространства в новых условиях реальности, которые принесла пандемия.
По меркам большой архитектуры Аззи еще молод, и внешне этот худощавый француз с высоким лбом, в очках и аскетичном пуловере больше похож на студента философского факультета, чем на звезду мирового масштаба. А между тем у него обширная практика, охватывающая и коммерческий сектор (гостиницы, бутики модных марок), и мощные градостроительные проекты. В Париже он построил несколько офисных башен, жилых комплексов, а также по заказу мэрии переделал в променад бывшую автомагистраль — целый кусок набережной Сены (территориально между музеями Орсе и Бранли). Бюро Аззи участвует в тендерах на знаковые постройки. Так, к середине лета на крыше универмага Galeries Lafayette появится бар по его проекту. Реечная конструкция, которая послужит обрамлением для эффектных видов на центр города, напоминает курортные павильоны. И, конечно, особая гордость Аззи — участие в проекте реконструкции башни Монпарнас. Первый парижский небоскреб, возведенный в начале 1970-х, давно требует переделки. Реновация одного из главных городских ориентиров, безусловно, станет для французской столицы стройкой века. На ней заняты пять архитектурных фирм, включая бюро Аззи. Он намерен надеть на бетонный столб башни стеклянный кокон и сколь возможно озеленить его. К тому же здание переоборудуют по новым стандартам энергопотребления и прочих ресурсных затрат. Работы планируют завершить к 2024 году.
Аззи признается, что не любит сносить. Как многие архитекторы, он начинал с небольших заказов: временное оформление для бутика в Токио, еще один бутик в Париже… и даже стриптиз-клуб. Но его подлинным призванием стала реконструкция промышленных объектов. Он с легкостью превращает заброшенные железнодорожные станции и фабрики в выставочные и рекреационные пространства. Так, самый известный проект Аззи, выдвинувший его в первые ряды французских архитекторов современности,— реконструкция бывших фабричных складов в Нанте под Школу искусств. Аззи сохранил все металлоконструкции, но ликвидировал кирпичные стены. Вместо них он создал для здания прозрачную оболочку, а внутри выстроил своего рода город, с центральной улицей протяженностью с квартал и множеством «упакованных» друг в друга помещений, которые занимают аудитории и мастерские. Аззи удалось добиться главного, он говорит: «Художникам нужно прежде всего хорошее освещение».
Приоритетной задачей своей архитектуры Аззи видит функциональность, и в отношении стиля он приверженец минимализма: беря фасад, работает лишь с ритмом, заданным остеклением, строит интерьер на ритме плоскостей. Работать над интерьерами ему помогает арт-директор бюро Ноэми Годдар. Он же признается, что охотнее всего проводит дни в лаборатории параметрического дизайна, оборудованной по последнему слову техники. Бюро, что неудивительно, также базируется на бывшем складе, который Франклин Аззи превратил в просторный офис. Сейчас его команда насчитывает сорок человек, помимо архитекторов среди них есть историки искусства и графические дизайнеры.
Опытов в предметном дизайне у Франклина Аззи немного. Он шутит, что всего-то спроектировал дверную ручку. Интерес представляют его работы для швейцарской марки Vitra: для благотворительных аукционов, в которых участвует компания, Аззи (и тут!) «переупаковал» несколько знаменитых предметов дизайна, которые выпускает марка. Он также сделал серию предметов интерьера (своего рода посвящение модернизму в лице Пьера Жаннере) для нишевой линии вещей для дома от модного бренда Isabel Marant, с которым многие годы сотрудничает как главный архитектор бутиков марки по всему миру, от Лос-Анджелеса до Бейрута. У Аззи есть свой пул проектов класса люкс: он работает на отельеров в Дубае, занимается гостиничным проектом Chateau Rothschild и строит демонстрационный зал на винокурнях Ruinart. Среди проектов бюро есть даже коворкинг премиум-класса. Безусловно, 45-летний Аззи принадлежит к плеяде новых творцов, у которых есть амбиции в отношении облика новой Франции. www.franklinazzi.fr