Ресторанам едва хватает на еду
Падение выручки ускорилось до 6% в неделю
Вторичный всплеск уровня заболеваемости COVID-19 отразился на выручке московских заведений общепита. На прошлой неделе этот показатель сократился на 6%, а с начала октября — на 15%. Участники рынка надеются на некоторое восстановление спроса в предновогодний месяц, но в январе, по их мнению, индустрия окажется «на грани катастрофы».
Продажи кафе и ресторанов в Москве с 12 по 18 октября снизились на 6% по сравнению с предыдущей неделей, следует из подготовленных по запросу “Ъ” данных облачной системы автоматизации Poster. Для сравнения: в последние две недели сентября у заведений общепита выручка сокращалась на 1–3% еженедельно. До середины сентября, отмечают в Poster, ситуация была обратной: тогда все еще фиксировались пиковые значения роста выручки, начавшегося после второй недели августа.
«Текущая ситуация с продажами на рынке общепита схожа с той, что была весной перед локдауном. Тогда сетям невозможно было заранее предугадать объем падения выручки»,— комментирует соучредитель Poster Родион Ерошек.
Впрочем, в период с 16 по 19 марта, предшествующий продолжительному локдауну, продажи в кафе и ресторанах в Москве обрушились в среднем на 18% по сравнению с теми же датами февраля, отмечают в Poster. Исследование основано на данных 6 тыс. точек общепита по стране: кофеен, фастфуда, баров, кальянных, кафе и ресторанов демократичного ценового сегмента.
Участники рынка подтверждают данные Poster. У ГК «Шоколадница», как сообщили в ее пресс-службе, трафик посетителей в первые две недели октября по сравнению с тем же периодом сентября снизился на 15%, что привело к эквивалентному падению выручки. Среди возможных причин там назвали продолжающееся регулирование ресторанной сферы со стороны государства из-за пандемии.
Снижение активности потребителей заметили и операторы фуд-кортов. Осень всегда была самым стабильным периодом для этого формата, но в этом году октябрь оказался провальным, говорит управляющий директор «Брикет Маркет» Валерия Питюрина. По ее мнению, текущее снижение трафика фуд-кортов в дневное время связано с тем, что большинство офисных сотрудников по-прежнему работают из дома. В целом на рынке общепита будет наблюдаться дальнейшее падение трафика, особенно в ночных заведениях с развлекательной программой из-за введения мэрией Москвы QR-кодов для посетителей, отмечают в сети «Хлеб насущный».
Кафе и рестораны теряют посетителей и в регионах, в том числе из-за введения дополнительных ограничительных мер.
Так, в Санкт-Петербурге рестораторам местные власти с 26 октября по 29 ноября запретили работать в ночное время. У ГК «Шоколадница» в Петербурге работают две круглосуточные кофейни, падение выручки в них может составить в этот период до 10%, прогнозируют в компании. По данным Poster, с последней недели сентября сокращение выручки в заведениях общепита по России также составляет до 3% неделя к неделе.
Вместе с падением популярности заведений общепита доставка еды из ресторанов и кафе становится все более востребованной.
В «Яндекс.Еде» заметили рост спроса. В Delivery Club готовятся по итогам октября ставить новый рекорд по количеству заказов, прошлый был установлен в мае этого года. По оценкам управляющего сети «Теремок» Михаила Гончарова, сейчас не более трети посетителей заведений общепита пользуются доставкой.
По прогнозам NPD Group, в 2020 году расходы россиян на еду вне дома сократятся на 22%.
В случае если в стране не будут вводить новых жестких ограничений, падение оборота всего рынка общепита в РФ составит около 30% год к году, до 1,8 трлн руб., ожидает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Из-за пандемии трафик продолжит снижаться весь октябрь и ноябрь, ожидает Михаил Гончаров. В «Шоколаднице» рассчитывают на возобновление спроса к декабрю. Но уже в январе индустрия может оказаться на грани катастрофы — этот месяц станет самым тяжелым за последние десять лет, опасается Валерия Питюрина. В «Хлебе насущном» рассчитывают, что спрос может восстановиться в марте-апреле следующего года.