Quibi вернет деньги акционерам
Почему сервису web-сериалов не удалось стать революционным
В СМИ обсуждают главный провал года на рынке стриминга. Сервис Quibi, который привлек $1,7 млрд инвестиций, закрылся через шесть месяцев после запуска. Видеостартап выпускал короткие сериалы, которые были доступны только на смартфонах и планшетах. Амбициозный проект называли одним из главных конкурентов Netflix. Но за полгода работы Quibi не смог заинтересовать достаточное количество интернет-пользователей и на днях официально прекратил существование. В чем причина провала? И есть ли в принципе смысл снимать сериалы и фильмы для мобильных устройств? Расскажут Владислав Викторов и Елизавета Скобцова.
Весной, когда Quibi запускался, он обещал стать революцией на рынке стримингов. Создатели сервиса собирались выпустить 175 шоу в первый год, делать проекты интерактивными и подключать к ним умные часы. А среди инвесторов фигурировали Metro-Goldwyn-Mayer, Goldman Sachs и JP Morgan, а также китайская Alibaba Group.
Концепцию Quibi придумал Джеффри Катценберг — бывший исполнительный директор Disney и сооснователь студии DreamWorks.
Идея была в том, чтобы снимать качественные сериалы специально для смартфонов и планшетов.
Одним из первых было шоу «Выжить» с Софи Тернер — Сансой Старк из «Игры престолов».
К съемкам оригинального контента Quibi привлек в частности Гильермо дель Торо, Риз Уизерспун, Дженнифер Лопес. А Стивен Спилберг, к примеру, собирался выпустить на платформе хоррор.
Денег на производство в Quibi тоже не жалели. Так, каждый 10-минутный эпизод сериала «Свободу Рэйшону» стоил платформе около $1 млн, пишет Variety. В сентябре шоу о ветеране Ирака получило две награды «Эмми». Номинантами стали другие проекты от Quibi сериалы «Кукла» с Анной Кендрик и «Самая опасная игра» с Лиамом Хермсвортом и Кристофом Вальцем.
Но такими яркими были далеко не все проекты Quibi, рассказывает киножурналист, автор «Сноб» и «Кинопоиска» Дмитрий Барченков: «Очень много людей говорило, что Quibi предоставлял особые web-сериалы в таком формате, в котором их невозможно было увидеть на других стриминговых платформах. Но, строго говоря, web-сериалами можно было назвать от силы два-три проекта. А контент Quibi — это скорее полнометражные фильмы, разбитые на 15 серий. Quibi как очередной стриминг наскучивает очень быстро. Тестовый период я попробовал, еще один месяц заплатил, а дальше я уже не видел для себя больших профитов от этой подписки. Это как будто бы старшие люди пытаются сделать что-то классно для молодых».
О том, что революции у Quibi не получится, стало понятно уже летом. Как писало издание The Verge, 90% новой аудитории сервиса отменяло подписку по истечении бесплатного срока. А осенью появилась информация о том, что Джеффри Катценберг готовится продать свой проект. Но покупателя не нашел, ведь тогда Quibi уже закрепился как аутсайдер рынка стримингов, отмечает президент Российской академии телевидения Александр Акопов: «Все на рынки знали, что люди сначала несут на HBO, потом на Netflix, потом на Amazon, и уже в самую последнюю очередь, когда все отказались тогда несут на Quibi. По каким-то внутренним причинам репутация с самого начала была плохая, и это сказалось, конечно, на качестве. Там ни одного выдающегося художественного произведения не появилось».
И вот на днях стало известно, что Quibi закрывается окончательно. Основатели стартапа заявили сотрудникам, что «с достоинством прощаются с коллегами» и вернут деньги акционерам. Неудачу среди прочего приписывали тому, что Quibi был запущен в разгар пандемии. Но, вероятнее всего, слабой была сама концепция сервиса, продолжает Александр Акопов: «За всю историю кинематографа экран расширялся только по горизонтали, у людей глаза расположены по горизонтали. Да, люди смотрят короткое видео в вертикальном формате в телефоне, но именно потому что оно очень короткое и непрофессиональное.
На сегодняшний день совершенно очевидно, что профессиональный контент должен работать на тех носителях, которые существуют в природе.
То есть, если вы делаете сервис, для которого снимается профессиональное видео, то зачем изначально ограничивать возможность его распространения».
Своим сотрудникам Катценберг сообщил о закрытии Quibi эмоционально и дал необычный совет. Как пишет The Wall Street Journal, он предложил бывшим подчиненным, сильно не расстраиваться и послушать песню «Get Back Up Again» («Снова поднимайся ») из диснеевского мультфильма «Тролли».
Изначально Quibi рассчитывал привлечь в первый год работы почти 7,5 млн постоянных пользователей, сейчас их около 700 тыс.