Льготы низкой частоты
В правительстве не договорились о мерах поддержки операторов связи
Пакет мер по поддержке инвестиционной активности операторов связи, подготовленный Минцифры, вызвал критику со стороны сразу нескольких госорганов. В частности, Минфин обеспокоен потенциальным выпадением 5,9 млрд руб. доходов бюджета от платежей бизнеса за использование частотного ресурса. Расходы операторов на запуск 5G и так будут высоки из-за того, что государство не выделило нужный диапазон, предупреждают они, а без стимулирующих мер развитие технологии может затянуться.
Минфин, Роскомнадзор, Минэнерго и Роспотребнадзор раскритиковали проект «дорожной карты» по поддержке инвестиционной активности операторов связи, которую Минцифры подготовило в марте в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика», следует из заключений ведомств, с которыми удалось ознакомиться “Ъ”. «Дорожную карту» планировалось представить на утверждение правительственной комиссии в октябре, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, но срок может быть перенесен из-за разногласий чиновников. В Минцифры не стали комментировать проект.
Вопросы Минфина вызвала предложенная в рамках «дорожной карты» реформа платежей операторов связи государству за радиочастоты. В частности, в ней предлагается снизить платежи для компаний, внедряющих новый стандарт связи 5G, и, наоборот, повысить плату для владельцев средств связи устаревших технологий, которые препятствуют внедрению 5G. В совокупности общие платежи за частоты при этом должны были снизиться втрое.
При прогнозируемых платежах в 17,8 млрд руб. в 2020 году выпадающие доходы государства составили бы 5,9 млрд руб., рассчитал Минфин. Там готовы согласовать «дорожную карту», только если ее реализация не повлечет потерь для бюджета.
Роскомнадзор же предлагает вводить льготы по платежам за частоты только в случае использования отечественного оборудования для 5G. Ведомство уже критиковало предложения «дорожной карты» (см. “Ъ” от 23 марта), усмотрев в них признаки недобросовестной конкуренции.
Минэнерго же предложило исключить из проекта еще один пункт — по обеспечению выхода операторов связи и дата-центров на оптовый рынок электроэнергии, поскольку, по мнению министерства, для этого и так нет формальных препятствий. Наконец, предложение упростить получение санитарно-эпидемиологических заключений при вводе объектов в эксплуатацию подверглось критике Роспотребнадзора, который указывает, что все процедуры и так максимально просты.
Таким образом, в числе возможных мер поддержки остаются только упрощение доступа операторов к инфраструктуре многоквартирных домов, государственной и муниципальной собственности, а также присоединение к электросетям в полосе отвода железных дорог и уточнение требований к сетям связи на федеральных трассах. Также может быть упрощена процедура ввоза оборудования и отменена его обязательная перерегистрация при продлении разрешений на частоты.
В мартовском варианте «дорожная карта» предлагала также направлять доходы бюджета от ежегодной платы операторов за использование частот на расчистку диапазона, в том числе для 5G, но этот пункт был исключен из нового проекта.
Бизнесу нужны механизмы компенсации резкого роста затрат при строительстве 5G, настаивают в «Ростелекоме», напоминая, что в качестве базового для 5G в России рассматривается диапазон 4,8–4,99 ГГц, а не 3,4–3,8 ГГц, который хотели операторы, чтобы снизить капитальные затраты в 2–2,5 раза. Стоимость строительства сетей в диапазоне 4,8–4,99 ГГц значительно превысит цену конверсии и создания сетей на 3,4–3,8 ГГц, согласны в «МегаФоне». Так как желаемый диапазон операторам не выделили, остаются только меры поддержки за счет бюджета, рассуждают в Tele2. При этом надо учитывать и потенциальный эффект запуска 5G для всей экономики страны, добавляют в «Вымпелкоме».
По мнению управляющего партнера AC&M Михаила Алексеева, даже не зная точных оценок затрат на 5G, очевидно, что операторам и так очень сложно обосновать их экономическую целесообразность, а значит, без стимулирующих мер со стороны государства «стройка может затянуться на многие годы».