Коллекторы обменяются долгами
Все обязательства должника соберут в одних руках
У коллекторов появится площадка по купле-продаже долгов заемщиков друг у друга, что позволит взыскателям аккумулировать всю задолженность одного лица перед разными кредиторами. Предполагается, что это сократит затраты на коммуникацию с должниками и упростит взыскание долгов и их обслуживание за счет комплексного подхода к ситуации. Участники рынка осторожно относятся к новому сервису, отмечая, что потенциал есть, но требуются значительные доработки для обеспечения безопасности передаваемых данных.
Онлайн-аукцион Debex (основан в 2019 году, на этой площадке банки, микрофинансовые организации и профессиональные взыскатели выставляют на продажу долговые реестры) запускает сервис для коллекторов Debex Exchange, рассказали “Ъ” в компании. Он позволит в автоматическом режиме обмениваться долгами и аккумулировать все обязательства одного должника. Передача дел должников будет проходить через цессию (купля-продажа долгов). Информация на площадке будет представляться в зашифрованном виде, персональные данные заемщиков, как и ранее, будут храниться у коллекторов, подчеркнули в Debex.
Разработчики считают, что их продукт позволит коллекторам сделать разрозненный дефрагментированный портфель более однородным, чтобы сократить затраты на коммуникацию с должниками и повысить эффективность взыскания.
«Коллекторы пробовали обмениваться или продавать друг другу портфели и раньше, но это были единичные сделки,— рассказывает гендиректор Debex Александр Данилов.— В рамках платформы коллекторам не придется договариваться друг с другом. Это было бы слишком сложно, особенно учитывая, что клиенты разбросаны по разным агентствам». Договариваться на площадке будут скоринг-системы, оценивая одного и того же клиента. Debex свяжет IT-платформы коллекторов в единую сеть, и они будут самостоятельно определять, какие обмены необходимы. Основная сложность реализации — разные IT-системы коллекторов и скоринг, признает господин Данилов.
Запустить сервис он обещает в ноябре, до конца года площадка будет работать в тестовом режиме.
Эксперты считают, что у нового сервиса есть потенциал. «Консолидация всего проблемного портфеля по должнику позволит понять его общий размер и подготовить наиболее результативную стратегию работы с активом,— считает руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максим Налютин.— Также это позволит снизить затраты на работу с каждым отдельным должником, что приведет к повышению эффективности взыскания». По оценкам президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, если обмен осуществляется равнозначными кейсами в штуках или рублях, при присоединении долга агентство увеличивает свою прибыль за счет роста конверсии примерно на треть.
Обмен клиентами между коллекторскими агентствами дает преимущества и взыскателям, и должникам, уверен управляющий директор «Первого коллекторского бюро» Павел Михмель. «Практически у 90% клиентов несколько долгов в работе нескольких агентств,— поясняет он.— При этом каждое агентство по отдельности пытается работать эффективно, в результате клиент может растеряться и выйти из графика вплоть до прекращения оплат». Когда долги одного клиента находятся в работе у одного кредитора, есть возможность предложить единый комфортный для него график по всем долгам, добавляет господин Михмель.
405 миллиардов рублей
составил объем выкупленной задолженности коллекторскими агентствами за восемь месяцев 2020 года
Но проект требует доработок. Безусловно, любому должнику будет комфортнее общаться с одним взыскателем по всем долгам, чем с несколькими по каждому, говорит эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Александра Пожарская. «Но возникают вопросы хранения и обработки персональных данных, соблюдения банковской тайны,— подчеркивает она.— Чтобы согласиться на обмен, взыскателю нужно выяснить персональные данные должника, размер долга, а также передать данные о долгах, которые есть в его портфеле и которые он готов обменять. Все эти сведения представляют серьезный интерес для злоумышленников». Гендиректор агентства ЭОС Антон Дмитраков подтверждает, что сервис нужно доработать с точки зрения обеспечения соблюдения требований 152-ФЗ и взаимодействия с БКИ.