Россию подводят под пошлины
Еврокомиссия не удовлетворена российской конкуренцией
Еврокомиссия опубликовала отчет об экономике РФ, состоянии рыночной конкуренции и мерах, которые могут стать основанием для введения антидемпинговых пошлин на поставки российских товаров — главным образом, продукции металлургии и удобрений. Сам по себе отчет не может повлечь таких действий — однако документ сохраняет оценку ЕС внутренних цен РФ на газ и электроэнергию как нерыночных. Ранее ЕС уже проиграл РФ спор о применении учитывающих это энергокорректировок пошлин — но Еврокомиссия подала апелляцию, и до ее рассмотрения решение ВТО в силу не вступит.
Еврокомиссия опубликовала отчет «о существенных искажениях в экономике России, которые могут быть использованы для применения защитных торговых мер». Документ подготовлен для целей защиты от демпинга при импортных поставках из третьих стран.
К существенным искажениям относятся вызванные влиянием госполитики, а не рыночных сил, отдельные главы отчета посвящены рынкам стали, алюминия и химической продукции, в том числе удобрений.
Публикация отчета связана с тем, что ЕС в 2017 году начал применять новую антидемпинговую методологию, первый отчет был выпущен в том же году по Китаю (второй — по РФ). В ЕК поясняют — эти отчеты по странам сами по себе не являются основанием для введения пошлин, но предоставляют информацию, которая может быть использована представителями той или иной отрасли для запроса применения новой методологии ЕС в их конкретном случае. Затем ЕК будет принимать решения о дальнейших шагах, в том числе о том, вводить ли после специального исследования антидемпинговые меры.
В Минэкономики РФ сочли публикацию отчета «примером крайне недобросовестного поведения члена ВТО». В июле Россия выиграла у ЕС спор по энергокорректировкам, которые оспаривала с 2013 года, а также обосновала нарушения ЕС при определении ставок пошлин на нитрат аммония и сварные трубы. Применяя корректировки, ЕС в антидемпинговых расследованиях не учитывал издержки российских предприятий на покупку сырья (газа) и электроэнергии и корректировал их с учетом европейских показателей, повышая пошлины для снижения рентабельности российских поставок до «конкурентного» уровня.
Однако на решение ВТО по энергокорректировкам ЕС подал апелляцию — а в условиях остановки работы этой инстанции (США по-прежнему блокируют назначение новых судей) его исполнение де-факто бессрочно отложено.
«Даже несмотря на то что ЕС формально подана апелляция, выводы третейской группы о несоответствии антидемпинговой практики ЕС правилам ВТО и причины такого несоответствия достаточно убедительны. Как следствие, ЕС не может продолжать применять к российским экспортерам свои методологии корректировки цен, в частности, на энергоносители»,— настаивает замглавы Минэкономики Владимир Ильичев.
Один из критериев при выборе стран для подготовки отчета — высокая доля госсектора в экономике: в ЕК ссылаются на оценки МВФ, показывающие, что в финансовом секторе РФ она достигает 59%, в энергетике и ЖКХ — 52%, в транспорте — 48%, в добыче — 44%, в производстве — 21%, указывая, что «во многих секторах госкомпании могут быть использованы как инструмент вмешательства со стороны государства», а также на преференциальные условия их доступа к госзакупкам.
Впрочем, основные претензии ЕК вновь касаются цен на газ на внутреннем рынке — оптовые цены в России стабильно ниже экспортных и не происходит их сближения. По мнению ЕК, это является «искажением рыночных механизмов». На рынке стали в комиссии указывают также на наличие господдержки и политику «ценообразования на электроэнергию, газ и железнодорожный транспорт», которые «могут способствовать снижению затрат на производство и доставку продукции».
Заметим, в сентябре ЕС высказывал опасения относительно новых мер РФ по локализации производства (ценового приоритета российских поставщиков в закупках госкомпаний по 223-ФЗ, тридцатипроцентной преференции для радиоэлектронной продукции, требований предустановки российского ПО, а также предложения Минцифры обязать использовать его для элементов критической инфраструктуры) и в рабочих комитетах ВТО. Эти обращения, впрочем, пока началом формального спора не являются.