Вирус в голове
Почему мы не боимся заразить друг друга
Ковид-диссиденты? Люди, осатаневшие от карантина? Или просто те, кому на всех наплевать? Почему мы не боимся заразить друг друга.
Теперь я знаю, как это происходит. И это по-настоящему страшно, потому что речь идет о детях. У меня, как и у всех, многие знакомые переболели, многие тяжело восстанавливаются. Я пичкаю всю семью витаминами, мы соблюдаем все возможные ограничения. Но бывают ситуации, когда от тебя ничего не зависит.
Моя дочь, как и сын, на дистанционном обучении. Городские учреждения дополнительного образования закрыты, но работают частные секции, кружки, детские сады. Младшие школьники ходят в школу.
Вечером я занималась домашними делами и когда посмотрела в телефон, обнаружила около 50 сообщений в родительском чате гимнастического клуба, где занимается дочь. Телефон мигал новыми. Суть: многие гимнастки, в том числе моя дочь, контактировали с ребенком с положительным тестом на ковид. Срочно всем сдать тесты.
В нашем клубе и до пандемии существовала родительская договоренность, неформальные правила — больного ребенка с соплями, кашлем никто на тренировку не приводит, чтобы не подвергать риску здоровье других девочек. Клуб у нас небольшой, так что подробности выяснились быстро. Девочка с подтвержденным тестом была из младшей группы. Ее привели на тренировку с температурой тридцать восемь и пять — тренеры измеряют температуру перед каждым занятием. Девочку срочно отправили домой. Потом ее привели уже в другой день, не свой, на занятия к старшим. Температура была в норме. Правда, девочка была вялая, с явным недомоганием. Но успела пообниматься с подружками. Ее привели еще раз — на общую тренировку, куда ходят и старшие, и младшие. В одной раздевалке, в одном зале.
И только потом кто-то из мам случайно разговорился с приятельницей, сын которой учится в одном классе с этой девочкой. И выяснилось, что класс уже неделю сидит на карантине. Да, все сдали тесты и у девочки обнаружился положительный результат. Но родители ребенка не стали сообщать тренерам, что у ребенка положительный тест. А после того, как девочку отправили домой с температурой, уже перед новой тренировкой температуру сбивали лекарствами.
Шок был у всех. Одна из тренеров узнала о ситуации, сидя в самолете,— летела к родственникам. Вторая находилась на детских соревнованиях у сына. Еще одна мама была на восьмидесятилетнем юбилее бабушки. Собралась вся семья, включая внуков и правнуков. У нас в клубе немало многодетных мам. В каждой семье есть пожилые родственники, находящиеся в зоне риска.
Тренеры приняли решение быстро: сдаем тесты. Кто не хочет, не считает нужным, занимается онлайн. Или — как вариант — все уходим на две недели на карантин.
Теперь я могу понять родительский страх и эмоции в подобной ситуации. Мне стало нехорошо, и, главное, я чувствовала себя беспомощной. Мои усилия по заботе о здоровье семьи, усилия тренеров, которые проводят санобработку, здравомыслие родителей могут пойти прахом из-за одного непонятного, странного в своей безответственности поступка конкретных родителей.
Зачем было приводить маленького больного ребенка на занятия? Да и не важно, чем он болен! Зачем тащить ребенка с высокой температурой хоть куда-то? Или сбивать, чтобы он выглядел здоровым, при этом не чувствуя себя таковым? В чем смысл?
Чат разрывался от гнева и бессилия. «А зачем сдавать сейчас тест? Нужно на десятый день после контакта!»; «А кто когда контактировал? Можете подсчитать?»; «А если мы отсидим две недели и не заболеем, а потом выйдем и опять кто-нибудь заболеет, опять дома сидеть?»; «Да»; «В поликлинике запись на тест. Если быстро, только платно»; «Пусть родители девочки и оплачивают эти тесты!»; «Тест — в среднем около двух тысяч. Двое детей плюс я — шесть тысяч. А если у меня нет лишних денег?»; «У меня одна дочь в школе, вторая в садике, я должна сообщать и туда, и туда о контакте?»; «А мы не будем сдавать. Принципиально. Тесты ни о чем не говорят. Не забывайте про ложноположительные и ложноотрицательные. Каждый четвертый — бракованный»; «Тащить детей в поликлинику и заражаться там… Много таких случаев»; «Так кто все-таки принес ковид в группу?»; «А если нас не было на той тренировке, все равно сдавать?»; «Мы с пожилой бабушкой живем. Что теперь делать? Ребенка надо от бабушки изолировать?»; «Кто-нибудь общается с родителями ребенка? Подобный поступок подпадает под уголовную ответственность!»
Мы с дочерью сдали тест, слава богу, отрицательный результат. Все из группы сдали, для себя, чтобы успокоиться и не сидеть как на пороховой бочке. Знать, что не заразим бабушку, братьев и сестер, давнюю знакомую, которая придет в гости.
Но я пытаюсь найти объяснение поступку родителей той девочки. Почему так поступили? Некому было посидеть с ребенком? Устали от карантина? Срочные дела? Просто наплевательское отношение? Я спрашивала у других мам — никто не знает. Родители на связь не выходят.
Мне по делу написала давняя коллега. Я спросила, как она поживает. Не так уж хорошо. Родители болеют. Ковид. Оба дома. Она живет с двумя детьми вместе с родителями. С мужем в разводе, но он регулярно навещает детей. Нет, она не на дистанционке. В офисе. Дети: один в саду, другой во втором классе. Тесты не сдавали. Но симптомов нет. «Как же так?» — удивилась я. «А что ты мне предлагаешь? Я должна зарабатывать, иначе меня уволят! Знаешь, сколько я уже на лекарства для родителей потратила?» — ответила коллега.
Еще одна знакомая отвела дочь на плановый прием к педиатру в детскую поликлинику. А на следующий день ей позвонили и сообщили, что у врача — положительный тест на коронавирус. Знакомая отправилась на карантин, сдала тест — отрицательный. Но честно отсидела две недели дома. Есть родители — ковид-диссиденты. Есть мамы, которые верят одному конкретному врачу, и если тот посоветует не сдавать тест, а забаррикадироваться в квартире, то так и поступят. Есть те, кто сдает тесты раз в неделю, скупает антибиотики в аптеке «на всякий случай». Сейчас никто не застрахован. Но здравый смысл никто не отменял. Паника переходит в истерию в считанные минуты.
Не хочется никому мстить и грозить уголовным наказанием, к тому же Уголовный кодекс тут ни при чем. А хочется, чтобы одни вели себя минимально ответственно, а иные — избегали бы приступов агрессии. Ковид обнаружил, что и с тем, и с другим — проблемы.
Я стояла на лестничной площадке в ожидании лифта. В лифте была соседка — милая, интеллигентная женщина. Мы всегда здоровались, улыбались друг другу. Она не дала мне войти — сильно, со злостью толкнула в грудь.
— В лифт нельзя без маски! — истерически кричала она.
— Простите,— я начала натягивать на себя все защитные средства.
— Все из-за таких, как вы! — добавила соседка, когда двери лифта уже захлопнулись.
Я так никуда не уехала. Вернулась домой. Неужели мы перестали быть людьми? Вирус не только в воздухе, но и в мозгах.