Инвестиции, налоги и кадры
Что вошло в план РСПП по взаимодействию с правительством
“Ъ” ознакомился с протоколом заседания правления бюро РСПП с участием Владимира Путина 21 октября, на котором были приняты «Основные направления взаимодействия государства и бизнеса». Документ предполагает участие союза в работе над деталями проинвестиционной госполитики и фиксирует намерения РСПП добиваться возврата с 2023 года налоговой нагрузки на уровень 2020 года и ее стабилизации за счет создания формального механизма обсуждения налоговых изменений с бизнесом. Также интересны РСПП либерализация ряда строительных норм и участие государства в обучении и повышении квалификации персонала.
Протокол №12 бюро правления РСПП, подписанный главой союза Александром Шохиным по итогам встречи с Владимиром Путиным 21 октября, предполагает «совместную работу» с Белым домом над регулированием инвестиционной сферы — включая формирование Фонда фондов (венчурный фонд, финансируемый государством и бизнесом на паритетных условиях, должен заработать уже в этом году). По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, со стороны государства в 2020–2021 годах бюджет вложит в него 14 млрд руб, «а потом будет вкладываться частный бизнес».
Также среди приоритетов инвестполитики — развитие финансовых инструментов для финансирования инвестпроектов с использованием основного инструмента стимулирования инвестиций — соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).
В вопросах тарифов РСПП намерен добиваться от правительства реального перехода на долгосрочные тарифные решения, в том числе — реализации уже существующих механизмов, например «заключения в 2020 году согласованных ранее контрактов в рамках постановления №1282 от 29 октября 2018 года» (оно отменяет госрегулирование цен на газ Газпрома для производств метанола, предполагается, что долгосрочные контракты поддержат экспорт метилового спирта и помогут выполнить планы Белого дома по наращиванию несырьевого неэнергетического экспорта).
В налоговой сфере союз намерен разработать «предложения по возможности стабилизации уровня фискальной нагрузки начиная с 2023 года на уровне 2020 года» и формализовать «механизм обсуждения с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере». При этом в РСПП намерены добиваться включения в этот периметр как законопроектов, вводящих новые или меняющие ставки действующих налогов, сборов и страховых взносов, так и «иных решений, приводящих к росту фискальной нагрузки».
Впрочем, эти предложения изложены в «Основных направлениях…» довольно расплывчато.
Как отмечает Михаил Орлов, партнер и руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ, «не до конца понятно, что именно предполагается формулой "стабилизация фискальной нагрузки на уровне 2020 года"»: «Например, в этом году перестанет действовать режим ЕНВД и пониженный НДС для внутренних авиаперевозок, и очевидно, что они после 2023-го не вернутся». При этом важно, что стабилизация фискальной нагрузки обсуждается шире — «это не только отсутствие новых налогов и неповышение ставок, но и отказ от изменений, влияющих на налоговое бремя, как отмена налоговых льгот и т. п. Однако помимо налоговых платежей есть и неналоговые, и корректно было бы, чтобы все обязательные платежи и рост административной нагрузки входили бы в вопрос стабилизации налогового бремени: у бизнеса увеличивается отчетность, это тоже надо учитывать»,— говорит эксперт.
Отдельный блок затрагивает кадровые вопросы: так, РСПП предлагает совместно подготовить предложения по временным мерам стимулирования занятости, востребованным из-за введения в РФ противоэпидемических мер.
Среди них, по мнению РСПП, наиболее актуальным был бы механизм софинансирования за счет бюджетных средств корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников — включая обучение, выплату стипендии, компенсацию затрат на аренду жилья для иногородних работников, затрат за обучение во внешних учебных заведениях и на оплату работы наставников.
Кроме того, РСПП намерен добиваться возможности «отмены НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору», сокращения страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования и сокращения списка необходимых для компенсации расходов документов. Отметим, впрочем, что хотя работодатели регулярно выступают с подобными предложениями, до сих пор им не удалось убедить правительство в необходимости такого механизма. Возможно, это связано с небольшим охватом работников такими программами — в целом на рынке труда РФ корпоративное образование охватывает не более 10% трудоспособного населения.
Также союз указывает на необходимость завершить работу над нормативной базой для перехода на электронный документооборот. Электронная трудовая книжка, напомним, постепенно вводится в обращение с начала этого года, электронный кадровый документооборот, напротив, пока существует только в виде эксперимента Минтруда и ряда крупных компаний. Так же РСПП просит при завершении работы над проектами федеральных законов, регулирующих дистанционный и комбинированный формат занятости избежать роста административной нагрузки на работодателей. Сейчас эти инициативы готовятся в Госдуме ко второму чтению.
Единственный международный вопрос, включенный союзом в план работы с правительством,— это тема введения ЕС трансграничного углеродного налога.
При этом созданный в начале октября профильный комитет РСПП (его возглавил бенефициар СУЭК Андрей Мельниченко; угольная отрасль, напомним — одна из наиболее уязвимых для нового регулирования) добивался включения в «Основные направления» планов по вовлечению правительства РФ фактически в торговую войну с ЕС с введением «ответных» ограничений на европейские инвестиции и импорт.
В итоговом документе эти формулировки были значительно смягчены — пока РСПП готов внести только предложения для формирования переговорной позиции РФ по вопросам углеродного регулирования, хотя ссылка на необходимость «анализа позиций импорта из ЕС, по которым могут быть приняты ответные меры», и «условий инвестиций компаний ЕС на территории РФ» в документ вошла. Однако, как рассказал собеседник “Ъ”, знакомый с обсуждением вопроса, в кулуарах участники отмечали критическую зависимость ряда рынков РФ от импорта из ЕС, бесперспективность противостояния последовательной позиции Еврокомиссии по введению углеродного регулирования и необходимость плавного вхождения России в «зеленую тему».