«Пока именно мы законодатели мод в вопросах поиска злого умысла»
Михаил Гуревич — об обвинениях России во вмешательстве в американские выборы
США изучают возможность новых санкций в отношении России, но их введено уже столько, что с новыми возникнут проблемы — с таким заявлением выступил помощник американского президента по национальной безопасности Роберт О'Брайен. Он прокомментировал предполагаемые попытки Москвы повлиять на выборы в Штатах. Ранее директор Национальной разведки США Джон Рэтклифф, заявил, что Россия и Иран получили информацию о регистрации американских избирателей. В Кремле считают обвинения в свой адрес безосновательными. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич о том, может ли Москва на самом деле повлиять на выборный процесс в США.
Последние пару недель российские эксперт, да и, подозреваю, официальные лица, пребывали в томительном ожидании. Как же так: выборы американского президента уже на носу, а Москву все еще официально не обвинили во вмешательстве в электоральный процесс? Конечно, разнообразных анонсов про намерения и возможности было предостаточно. Но все-таки одно дело — предвыборная риторика, и совсем другое — заявление главы Национальной разведки. Так что слова Джона Рэтклиффа в Кремле, думается, встретили даже с некоторым облегчением.
Итак, по данным заокеанских спецслужб, россияне получили доступ к спискам избирателей и сейчас могут использовать эту информацию для того, чтобы «посеять хаос и подорвать доверие» американцев. Несколько странно, что Россию упомянули через запятую с Ираном. Если разбираться, то интересы Москвы и Тегерана на голосовании 3 ноября прямо противоположны. Нам скорее выгодно продолжение трамповской политики изоляционизма, а иранцам — возвращение к ситуации ядерной сделки, подписанной при Обаме и денонсированной нынешней администрацией.
Впрочем, этот винегрет как раз подчеркивает очевидное: Россия, как и многие другие страны, имеет свои предпочтения относительно фигуры будущего хозяина Белого дома. А уж как называть продвижение этих интересов, вмешательством или легальным информационным влиянием, пусть встретятся специалисты где-нибудь в ООН, обсудят и решат.
Вопрос в другом: способна ли Москва, Пекин или какая-то еще сила довести Америку до социального коллапса или революции? Уверен, что нет. Можно, конечно, способствовать дискуссиям по каким-то особо животрепещущим проблемам, но в любом демократическом обществе накануне выборов так происходит без всякой помощи извне. Все эти скандалы и протесты — то всегда результат исключительно внутренних процессов и накопившихся противоречий. Так что легко соглашусь с Дмитрием Песковым, еще в начале года назвавшим подобные претензии Вашингтона параноидальными.
Смущает в метком диагнозе президентского пресс-секретаря только одно: если обвинения с берегов Потомака следует переадресовать к психиатру, то чем являются многочисленные страшилки от официальных лиц про желание Запада развалить Российскую Федерацию посредством демонстраций в Москве или в Хабаровске? Кому стоит отдать на экспертизу все эти законы, ограничивающие институты гражданского общества в нашей стране? Почему протесты против опостылевших правителей в странах бывшего СССР объявляются не иначе как результатом деятельности ЦРУ? Вмешательство в наши выборы, думаю, и обсуждать не стоит. Результаты федеральных и местных кампаний в некоторых регионах иногда выглядят так, будто в них вмешались марсиане, не знающие законов не то что России, но и математики.
Думаю, все-таки следует сначала на эти вопросы ответить, а уж потом троллить и смеяться над американцами. К сожалению, пока именно мы законодатели мод в вопросах поиска закордонного злого умысла. А наши заокеанские партнеры — всего лишь жалкое подобие.