«Мы выйдем из этого кризиса с новыми компетенциями»
Экспертное мнение
О наиболее пострадавших сферах малого и среднего бизнеса, эффективности принятых государством мер, взаимодействии властей и предпринимателей в режиме онлайн, а также о работе маркетплейса для бизнеса Bizhelp.pro в интервью корреспонденту Марии Кузнецовой рассказала председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, директор Фонда развития субъектов МСП в СПб Елена Церетели.
— Какие сферы малого и среднего бизнеса попали в зону особого риска в период пандемии?
— В перечень было включено 12 отраслей, объединивших около 50 сфер бизнеса — от «Транспортной деятельности» до «Средств массовой информации и производства печатной продукции». Список наиболее пострадавших отраслей формировался постепенно, по мере распространения эпидемии. Если говорить о тех отраслях, которые были включены в первый пакет мер поддержки, то это гостиничный бизнес, образование и культура. Позднее в перечень вошли предприятия общественного питания, транспорт, торговля непищевыми продуктами, частные детские сады. Замечу, что последнюю сферу включить в перечень предложил именно Санкт-Петербург.
— Как вы оцениваете федеральные и региональные меры поддержки МСП? Были ли они достаточными?
— На федеральном уровне важнейшими решениями стали уменьшение страховых взносов с 32 до 15%, автоматическое продление лицензий, выплаты кредитов на заработную плату. Еще одна немаловажная мера — это отсрочка контрольно-надзорных мероприятий.
В части региональной помощи, на мой взгляд, Санкт-Петербург использовал все возможные ресурсы: в налоговой сфере были понижены ставки при упрощенной системе налогообложения с 6 до 3%, если объектом налогообложения являются доходы, и с 7 до 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, была понижена сумма налога на имущество на 50%, для ряда компаний предусмотрено освобождение от транспортного налога. В сфере имущественной поддержки была предоставлена отсрочка и последующая беспроцентная рассрочка арендных платежей на второй и третий кварталы, отсрочка на оплату выкупаемых помещений. В финансовой сфере город пошел на докапитализацию на 2 млрд рублей Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, и это позволило предпринимателям получать заем на заработную плату при минимальных ставках при отсутствии залога до 5 млн рублей. А при сохранении до 90% работников займы могут стать субсидиями.
— Какие проблемы, на ваш взгляд, еще не решены в нашем городе?
— Бизнес давно ждет изменения в законодательстве, регулирующем размещение нестационарных объектов (НТО). Избыточным, с точки зрения бизнеса, является перечень транспортных магистралей, на которых нельзя ставить НТО, до сих пор нельзя на одном объекте совмещать смежные форматы: розницу и общественное питание, без дополнительного пересогласования, в подвешенном состоянии остаются так называемые неформатные объекты.
— Почему ваши предложения не реализованы?
— Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не реализовано. Так, город пошел на существенное сокращение сроков включения земельных участков в схему размещения, объявлен мораторий на снос неформатных объектов. На федеральном уровне в отношении НТО принят наконец-то 98-ФЗ от 01.04.2020, по которому добросовестным арендаторам можно продлевать на три года договоры аренды без торгов. Эта мера имущественной поддержки федерального уровня, о которой бизнес просил многие годы. Но любые изменения требуют согласования со стороны очень большого числа участников, и это не позволяет иногда донести важность той или иной инициативы. Меня очень удивило, что наше предложение по уменьшению перечня магистралей не поддержали представители большого числа районных администраций. Мы продолжим продвигать работу в этом направлении, так как мы не привыкли сдаваться.
— В каком положении сейчас находится социально ориентированный бизнес? Удалось ли ему перестроиться под нынешние реалии?
— В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», оператором которого мы являемся, был создан в 2019 году центр «Мой бизнес», а уже его структурным подразделением стал Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС). Это площадка для взаимодействия социальных предпринимателей с органами власти, бизнесом, инвесторами и другими заинтересованными лицами. ЦИСС, в том числе, отвечает за проведение регионального этапа конкурса в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года», поддерживаемого Министерством экономического развития РФ и Агентством стратегических инициатив (АСИ). И не без гордости замечу, что две из десяти компаний, победившие на региональном уровне в прошлом году, заняли призовые места на федеральном этапе конкурса. Не так давно мы решили провести интервью с этими компаниями, при этом у центра было опасение, что они не пережили коронакризис. Как оказалось, компании смогли перестроиться и были готовы к текущей ситуации лучше многих традиционных компаний, успешно предлагая свои товары и услуги онлайн. Например, центр детского досуга «Бенуа», где детей обучают различным компетенциям, начиная от базовых знаний и заканчивая этикетом. Собственники этого бизнеса разработали методику дистанционного обучения и утверждают, что не потеряли своих клиентов. Другая компания — «Сколиолоджик.ру», которая занимается созданием очень широкого спектра ортопедической продукции. Во время кризиса она смогла благодаря онлайн-продажам выйти в те регионы, где не присутствовала ранее, и успешно вести там бизнес.
— Как вы оцениваете дистанционное взаимодействие между властями и бизнесом?
— Мне кажется, что мы выйдем из этого кризиса, приобретя новые компетенции. Я считаю крайне удачной идеей создание несколькими вице-губернаторами, в первую очередь Евгением Елиным, чатов, где власть отвечает на вопросы бизнеса. И, что поразительно, на вопросы бизнеса отвечает лично вице-губернатор, а не его пресс-служба. Причем зачастую эмоции предпринимателей зашкаливают, однако Евгений Иванович никогда не уходит в сторону, а пытается вникать в каждую проблему и находить для нее решение. Кроме того, я вижу, как определенные структуры в полной мере используют дистанционное взаимодействие посредствам видеоконференц-связи. Смольный постоянно проводит важнейшие совещания в онлайн-формате без каких-либо технических сбоев.
Для того чтобы возобновить работу в период ограничений, комитет по промышленной политике инновациям и торговле разработал и внедрил механизм QR-кодов, который реализуется на базе ЦРПП — подведомственной структуры комитета. Благодаря этому механизму предприниматели, принимая на себя обязательства по выполнению требований Роспотребнадзора, смогли продолжить работу. Мне кажется, что вопрос дистанционного взаимодействия между властями Петербурга и бизнес-сообществом решен.
— Как непосредственно ваша организация наладила диалог с бизнесом в разгар пандемии?
— Через неделю после перехода на дистанционный формат работы у нас появиля чат «В помощь бизнесу». На вопросы предпринимателей отвечали одиннадцать сотрудников, включая шестерых юристов. За все время работы чата мы оказали более 3,5 тыс. консультаций, и ни один вопрос не остался без ответа. На мой взгляд, мы смогли психологически, эмоционально и юридически поддержать бизнес в самый сложный период.
— Расскажите подробнее об идее создания электронной торговой площадки Bizhelp.pro.
— Этот маркетплейс был запущен, когда стало понятно, что острота в консультировании в чате спала. Работа на площадке абсолютно бесплатна, а отдача для бизнеса уже достаточно серьезная. Сейчас на сайте зарегистрировано около 150 компаний, представляющих более 500 наименований товаров и услуг. В настоящее время ежедневно объявления на ресурсе размещают две-три компании, хотя наш маркетплейс работает чуть более трех месяцев. Я горжусь тем, что мы оказались нужны и востребованы, ведь сегодня для многих предпринимателей продвижение своей продукции — непозволительная роскошь из-за недостатка средств. Наши специалисты осуществляют коммуникацию с предпринимателями, помогают им представлять информацию об их компаниях и продукции в лучшем виде, чтобы отдача от ресурса, реализованного в рамках центра «Мой бизнес», была максимальна.
— Каковы планы по развитию данного ресурса?
— Мы ожидаем, что до конца года на нем будет зарегистрировано не менее 200 компаний и представлено около 2000 наименований товаров и услуг. Совещания по развитию ресурса проходят на постоянной основе, кроме того, мы прислушиваемся к бизнесу, который советует, что нужно исправить и улучшить. Среди целей — занять достойные места в поисковиках «Яндекс» и Google, в настоящий момент наши специалисты активно над этим работают.
— Какие еще мероприятия вы планируете провести до конца года?
— Помимо развития ресурса Bizhelp.pro, мы планируем провести два крупных мероприятия. Первое соберет участников туристической отрасли Петербурга и регионов России. В ходе проведения десятков вебинаров во время пандемии мы поняли, что на деловой карте города пока нет ничего подобного, и решили организовать деловой туристический форум «Северная Пальмира», который пройдет онлайн 22–23 октября. Участие в нем подтвердили десять регионов и две зарубежные страны. Приглашаем всех желающих принять в нем участие. А 9–10 декабря состоится ХVIII Форум малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, но пока вопрос формата остается открытым.