Незаоблачное будущее
Технологии
Обеспечить непрерывность бизнеса — одна из основных задач компании, но, согласно опросу Gartner, только 12% из них заявили, что были готовы к кризису во время пандемии. Организации, в свое время начавшие использовать облако, быстро адаптировались и выиграли в ситуации локдауна, остальные — наверстывают упущенное. К активными потребителям облачных сервисов среди ритейла, телеком-индустрии, IT и нефтегазовой отрасли в 2020 году прибавились сферы HoReCa, образования и развлечений.
Набор облачных сервисов, востребованных во время пандемии, обусловлен необходимостью коммуникаций, поэтому на пике видеосвязь, видеоконференции, хранилища для совместной работы, доступа к информации, документам, отмечает руководитель Санкт-Петербургского регионального центра СКБ «Контур» Иван Лобов. Вырос спрос на все решения для удаленного взаимодействия с контрагентами, получение онлайн-финансирования на факторинговых площадках, банковских гарантий онлайн, а также оформление сделок с недвижимостью, регистрацию электронной подписи, решения для электронного документооборота, перечисляет эксперт.
«Старые и новые» инноваторы
Традиционно активными потребителями облачных сервисов всегда были ритейл, онлайн-сервисы всех типов, компании с региональной инфраструктурой, нефтегазовая отрасль, IT, телеком, добавляет директор департамента маркетинга и коммуникаций SberCloud Николай Богатый. Все это было связано с тем, что собственная IT-инфраструктура компаний не справлялась с резко возросшей нагрузкой, поясняет специалист. «До пандемии эти сервисы не были настолько востребованы, но нагрузка на них возросла кратно, и сайты многих сервисов и магазинов не смогли "переварить" такое количество запросов. Так, например, видеосервисы были вынуждены понизить качество видеопотока, чтобы разгрузить сервера и каналы связи»,— рассказывает он.
Из-за экономических последствий пандемии многие предприятия сокращают текущие расходы, занимаясь поиском более эффективных решений развития своего IT. «В таких условиях миграция в облако становится самым разумным выходом из положения, потому что облачный провайдер дает бизнесу возможность быстро получить вычислительные мощности и сервисы именно в тот момент, когда это необходимо, и именно в том количестве, которое нужно прямо сейчас. Это избавляет собственника от одномоментных и очень больших затрат на закупку дорогостоящего оборудования и дополнительного найма IT-персонала»,— говорит господин Богатый, подчеркивая, что новый продукт можно запустить на 75% быстрее.
Директор по развитию бизнеса «Mail.ru Цифровые технологии» Леонид Аникин утверждает, что готовая облачная инфраструктура позволяет сократить время запуска онлайн-сервисов с года до месяца, что критично для большинства отраслей.
Руководитель направления разработки и поддержки продуктов b2b АО «ЭР-Телеком Холдинг» Александр Жуков замечает, что значительно возросло число финансово-кредитных организаций, которые переносят сервисы в облако, обеспечивающее требования по безопасности и отказоустойчивости. Действительно, облачные сервисы помогают быстро развернуть инфраструктуру для поддержания привычных коммуникаций с клиентом без капитальных вложений в «железо», соглашается он с предыдущим спикером. Кроме того, такие решения с легкостью масштабируются под потребности бизнеса и экономят бюджет на кадрах для его обслуживания, помогают контролировать процессы удаленно, утверждает эксперт.
Глава направления услуг ЦОД в Северо-Западном регионе управления сервисов Softline Владимир Калин подчеркивает, что интерес к облакам проявили энергосбытовые компании и представители сферы ЖКХ. «Такие организации получают деньги от населения на ежемесячной основе, и для них логично переводить расходы, в том числе на IT, на модель операционных затрат»,— поясняет он.
Мнение бизнеса
Пандемия подтолкнула студию компьютерной анимации «Петербург» группы компаний «Рики» (производит мультипликационные сериалы и полнометражные фильмы «Смешарики», «ПинКод», «Малышарики», «Тима и Тома») к переходу на облачные технологии, рассказывает генеральный директор организации Дарья Давыдова. «В современных мультфильмах не обойтись без спецэффектов. Все это невозможно создать на мировом уровне качества без огромного количества вычислительной техники и современных технологий. Когда дом стал офисом, нам пришлось искать решения, как сделать новое место работы каждого сотрудника настолько же технологичным, как и прежнее. И при помощи облачных технологий нам удалось это сделать. Этот глобальный переход мы осуществили чуть более месяца назад»,— вспоминает госпожа Давыдова. Облако позволило снять с компании заботы о безопасности при хранении данных, дало возможность в любой момент увеличивать объемы производства, не планируя заранее покупку нового оборудования в офис, поясняет она.
Один из клиентов «ЭР-Телеком Холдинга» из сегмента HoReCa с помощью облачной телефонии организовал колл-центр из работников, которые вынуждены быть дома, рассказывает господин Жуков. «Те же официанты или администраторы кафе, баров или ресторанов, которые находились в простое, стали обзванивать постоянных клиентов заведения с предложением доставки их любимых блюд. Проверить качество диалога сотрудника с клиентом позволила запись разговоров, которая в дальнейшем может быть использована для разработки скриптов и разбора спорных ситуаций. А облачное видеонаблюдение позволило вывести трансляции с кухни ресторана на внешний сайт и демонстрировать клиентам соблюдение гигиенических мер в заведении, превратить приготовление пищи в онлайн-развлечение и проведение мастер-классов. Повар делился своими рецептами, ноу-хау в кулинарии, а официанты — правилами этикета, расстановки блюд и приборов»,— делится эксперт.
В строительной отрасли, отмечает Ренат Саитов из ГК «Гаскар Групп», переход в облако начался еще до 2020 года, что обеспечило в разгар локдауна и вводимых ограничений перевод на одну платформу всех участников строительства, документацию, мониторинг, аналитику, расчеты и возможность отслеживания статуса строительства. «Уже сегодня это позволяет управлять объектом, например, из офиса или дома, для этого уже не нужно посещать объект лично. Все хранится теперь не в архивах и на полках, а в онлайн-сервисе. Нет больше и необходимости бегать по стройке, офисам заказчика, подрядчика и субподрядчика, чтобы согласовать план, подписать акт, договор или утвердить чертеж: набор функций представлен на одной странице в браузере. В этом случае именно пандемия стала мощнейшим драйвером для развития платформы, потому что у строительного бизнеса появилась реальная потребность продолжать работу на объектах удаленно»,— считает он.
Тотальное облако
В цифрах и их корректном расчете находится самый важный критерий для выявления экономической эффективности облачных сервисов для каждой конкретной компании, признает господин Калин. «Можно просто пересчитать мощности планирующегося к покупке сервера на стоимость таких же облачных ресурсов, умножить это на три-пять лет и сделать для себя вывод, что сервер дешевле. А можно учесть гораздо большее количество составляющих: процент утилизации сервера, оптимизацию налогов при ежемесячной оплате сервисов, стоимость денег во времени, оплату труда обслуживающих оборудование сотрудников, финансовые потери в том случае, если сервер сломается и временно будет простаивать»,— аргументирует он выгоду использования облаков.
Сегодняшняя ситуация — это драйвер для перехода в облака для остальных компаний, особенно сегмента сферы услуг, уверен господин Жуков. По данным Gartner, в этом году рынок публичных облачных услуг во всем мире вырастет на 17% по сравнению с 2019 годом, приводит данные господин Богатый. Бизнес оценил очевидные преимущества, которые принесет использование облачных сервисов: быстрое масштабирование, как в сторону увеличения мощности вычислительных ресурсов, так и обратно, а также возможность оперативного внедрения новых сервисов и направлений деятельности, уверен он. «Мощности Zoom располагаются, разрабатываются и развиваются в облаках, и компания не смогла бы повторить свой успех вне облака. Платформу активно используют бизнес и образовательные учреждения, поэтому там прогнозируют почти двукратное увеличение дохода — до $1,8 млрд — в этом финансовом году»,— делится мнением аналитик.
В 2022 году, прогнозируют эксперты, уже около 60% организаций в мире будет пользоваться услугами облачных провайдеров. Еще два года назад их было ровно вдвое меньше.