Дело Ивана Сафронова рассчитывает на личный контроль
Каковы перспективы обращения к депутатам Госдумы
Российских парламентариев попросили взять дело Ивана Сафронова под личный контроль. В понедельник инициативная группа в поддержку бывшего специального корреспондента “Ъ” и «Ведомостей» направила персональные обращения всем депутатам Государственной думы, членам Совета федерации и руководителям администрации президента. На обороте каждого письма есть рисунки, например, закованная в цепь рука с шариковой ручкой на фоне надписи «Свободу Ивану Сафронову и всем политзаключенным». Лист с текстом обращения вложен в почтовый конверт с изображением журналиста.
По закону каждый получивший такое обращение должен ответить на него в течение 30 дней. Друзья, коллеги и близкие Ивана Сафронова надеются, что это заставит представителей власти помочь восстановить справедливость, рассказал “Ъ FM” член инициативной группы Максим Иванов: «Главная задача — проинформировать людей, принимающих решение, в первую очередь, о деле Сафронова, во вторую очередь, о проблеме статьи 275 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каждый из них теперь получит это на руки и не сможет сказать, что до них обращения не доходили, что они не в курсе дела. Верим в лучшее, что они не просто ответят какими-то отписками, как обычно делают, а может быть, даже разберутся. Призыв там конкретный — взять дело под личный контроль каждого депутата и обратить внимание госоргана на это уголовное дело, и, соответственно, сделать необходимые выводы.
Выводы законодатели могут делать, понятно, какие — менять закон. Нужно требовать официальной реакции».
Накануне бывший спецкор “Ъ” Иван Сафронов сообщил, что уже три недели не может получить теплые вещи. С такой же проблемой столкнулись и другие обвиняемые в «Лефортово». Одежду не могут выдать из-за затруднений на местном складе, о чем именно идет речь, не уточнятся. Накануне в СИЗО побывали члены Общественной наблюдательной комиссии. Одна из них, Марина Литвинович, рассказала “Ъ FM”, что Иван Сафронов вынужден выходить на прогулки в летней одежде. Кроме того, по ее словам, в СИЗО есть и другие проблемы: «У Ивана дела нормально. Он нам сообщил, что единственная проблема, которая не решается у него уже несколько недель, ему не могут со склада передать теплые вещи. В результате получается, что он выходит на прогулку в летней куртке и кроссовках. У него нет также шапки и перчаток. Все эти вещи находятся на складе. Эта проблема, кстати, не только у Ивана существует, и другие находящиеся в СИЗО "Лефортово" люди жалуются, что не могут очень долго получить вещи со склада.
Ваш браузер не поддерживает видео
Иван рассказал, что много читает, получает много писем, старается всем отвечать. Я нашла его, конечно, изменившимся, мы не виделись, наверное, недели три. И мне кажется, что Иван стал более заматеревшим, человеком, лишенным всяких иллюзий, посерьезнел. У него исчезла та легкость, которую я наблюдала в первый месяц после его ареста. Он как будто покрылся защитной броней.
"Лефортово" — это единственное СИЗО в Москве, в котором не работает магазин, который называется ФГУП "Калужский". В нем довольно большой выбор продуктов, хозяйственных товаров, книг, там можно даже заказать готовые блюда. И этим очень хорошо пользуются все, кто находится в московских СИЗО, кроме “Лефортово”. В послденем есть только очень небольшой так называемый тюремный ларек, на который мы постоянно получаем жалобы. Там очень маленький ассортимент, и совершенно нечего выбрать из продуктов питания, почти нет овощей и фруктов, очень маленький выбор молочных товаров, буквально две-три позиции».
Недавно бывший спецкор “Ъ” и «Ведомостей» попросил разрешить ему позвонить маме в её день рождения. Но ему в этом отказали. ФСБ посчитала, что в разговоре Иван может провести «скрытый обмен информацией» или выполнить разведывательные задания иностранной спецслужбы.
Такие ограничения часто накладывают на обвиняемых, дела которых ведет ФСБ, считает юрист, адвокат по делам о госизмене Евгений Губин: «Они запрещают свидания, телефонные переговоры с родственниками, с родными и так далее.
Я бы это связывал больше с проведением следствия, а не со статьей, которую вменяют Ивану Сафронову.
Когда следствие проводится следователями полиции, Следственного комитета, более лояльно как-то относятся к обвиняемым, подозреваемым и разрешают и свидания, и, бывает, телефонные разговоры. Практика, исходя из дел, в которых я участвовал, следователями ФСБ проводилась именно так — всегда запрет на свидания, переписки, не разрешают копировать материалы дел. Все это делается под каким-то грифом гостайны. Все у них и всегда гостайна».
Журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова арестовали 7 июля, его обвинили в госизмене. По версии ФСБ, в 2017 году Сафронов якобы передал секретные данные о деятельности вооруженных сил России на Ближнем Востоке чешской разведке, которая действовала под руководством США.