К борьбе с пандемией подключают тепловизоры

Насколько законно не пускать пассажиров в метро из-за высокой температуры

Москвичей с температурой перестанут пускать в метро. Власти установили 400 тепловизоров, чтобы контролировать состояние пассажиров. Тем, у кого температура окажется выше 37,5, не разрешат пройти дальше, заявили в департаменте транспорта. Вместо этого человеку посоветуют обратиться к врачу или вызовут ему скорую. Будет ли работать такая схема? И насколько законно не пускать пассажиров в метро? С подробностями — Иван Корякин.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Первые тепловизоры появились в метро еще весной — пассажиры могли заметить устройства на треногах неподалеку от турникетов. Но зачем они там стояли, и была ли от них какая-то польза, никто толком не понимал, да и едва ли хотел понимать. Однако теперь придется, потому что неприметный тепловизор будет решать, кому в Москве кататься на метро, а кому нет.

Увидев человека с повышенной температурой, похожий на фотоаппарат прибор подаст звуковой сигнал, пассажира остановят, предложат измерить температуру уже обычным термометром, и если она действительно окажется выше 37,5, пассажира в метро не пустят. Не до конца понятно, правда, как это возможно в московских условиях, говорит председатель Союза пассажиров Кирилл Янков: «Тепловизор стоит где-то стационарно, люди проходят мимо него на расстоянии нескольких метров толпой. Не очень понятно, как эта техника работает, и насколько она надежна.

Возникают опасения, что далеко не все заболевшие в толпе с температурой могут быть выявлены подобным способом».

С другой стороны, именно транспорт специалисты обычно называют одним из самых опасных мест. Чего стоит знаменитая весенняя пробка в метро в первый день действия пропускного режима — некоторые медики именно с этим случаем связывали майский всплеск заболеваемости. Повторится ли это? Тепловизоры работают автоматически, москвичам не нужно сбавлять темп. Профессионального пассажира московского метро вообще ничто не остановит, это все-таки не прогулка, а серьезная дисциплина, почти спортивная.

Корреспондент “Ъ FM” — о рейдах в столичном транспорте

Смотреть

И сотруднику метрополитена надо будет постараться поймать пассажира до того, как он коснется турникета своим проездным, а иначе придется возвращать ему деньги за поездку, раз в метро с температурой заходить нельзя, говорит юрист Михаил Салкин: «Хорошо, мы отскринили поток людей и выяснили, что какой-то человек зашел с высокой температурой. К нему нужно будет как-то подбежать, вступить с ним в контакт. Соответственно, есть риск заражения. Кроме того, не очень понятно, как это все будет происходить и на каком моменте будут отлавливать пассажиров — до того, как он оплатил поездку или после. Если после, то как будут возвращать деньги?»

В середине октября департамент транспорта уже упоминал тепловизоры, но речь шла скорее о рекомендациях не спускаться в метро с температурой. Запрет — это куда серьезнее. Для этого необходимо переписывать правила пользования метрополитеном, издавать очередной указ или предписание, говорят юристы. Но ничего подобного пока не было сделано. Другое дело, что во время пандемии та же Мосгордума принимала законы экстренно и с легким пренебрежением к праву, что всякий раз вызывало изумление у юристов. И москвичи к этому привыкли. Поэтому едва ли будут удивлены, если их вдруг однажды не пустят в метро по указке тепловизора.

Какие меры по борьбе с COVID-19 предпринимают регионы

Смотреть

Аналогичные правила будет действовать на вокзалах, автостанциях и МЦД, сообщили в мэрии.

Вся лента