Цены тонкого помола
Пекари просят субсидий на муку
Вслед за производителями мяса птицы на рекордно высокие цены на зерно жалуются пекари. По данным участников рынка, индустриальные предприятия отрасли работают с рентабельностью в 0,5%. Российский союз пекарей (РСП) просит главу Минсельхоза Дмитрия Патрушева субсидировать затраты на производство муки для хлебобулочных изделий и ввести дополнительные ограничения на экспорт зерна. Эксперты считают, что можно ограничиться компенсацией логистических затрат.
РСП (объединяет производителей более 50% всего хлеба и хлебобулочных изделий в стране) попросил главу Минсельхоза Дмитрия Патрушева компенсировать затраты на выработку муки для производства хлебобулочных изделий, а также ввести дополнительные ограничения на экспорт зерна. Копия обращения есть у “Ъ”. Как считают в РСП, это должно помочь индустриальным предприятиям отрасли, которые из-за рекордных цен на пшеницу и роста стоимости муки сейчас работают с рентабельностью в 0,5%.
По данным РСП, пшеничная мука высшего сорта с 1 января подорожала на 19%, первого сорта — на 21%, второго — на 18%. Кроме того, почти на 100% выросла стоимость сахара, а растительного масла — на 50%, говорится в письме.
Как отмечает исполняющий обязанности президента РСП Алексей Лялин, пекари сегодня могут претендовать на субсидии на приобретение муки только при наличии хороших кредитных историй, ряд компаний не может воспользоваться мерой поддержки.
Цены на пшеницу в России обновляют рекорды в последнее время. Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский говорит, что в Центральном федеральном округе пшеница третьего класса стоит 16 тыс. руб. за тонну без НДС. По его словам, котировки растут в связи с девальвацией рубля и увеличением стоимости российской пшеницы на мировых рынках. По данным «Совэкона», на минувшей неделе цены выросли на 2,8%, до $255 (FOB, 12,5% протеина), что стало новым максимумом в сезоне. Ключевой фактор — активный спрос со стороны Китая, который договорился о поставках 17 млн тонн кукурузы.
Письмо пекарей — не первое обращение производителей продуктов к чиновникам из-за активного роста цен на зерно на внутреннем рынке за последнее время. Так, Российский птицеводческий союз предупреждал о рисках банкротств предприятий отрасли из-за подорожания кормов и невозможности повысить цены на мясо птицы, также предлагая субсидировать покупку зерна на корма и дополнительно отрегулировать экспорт. (см. “Ъ” от 15 октября).
Дмитрий Патрушев, глава Минсельхоза, в интервью “Ъ”, декабрь 2019 года
Так как мы живем в рыночной экономике, при определенной конъюнктуре наши уважаемые экспортеры (зерна.— “Ъ”) могут захотеть вывезти все
Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что хлеб перестал быть основным продуктом питания даже для небогатых слоев населения, а производители для решения проблем с рентабельностью могут просто поднять цены. В субсидировании производства муки он также не видит необходимости. Во-первых, на это вряд ли возможно найти средства в бюджете, во-вторых, гораздо эффективнее поддержать спрос за счет адресной социальной помощи, указывает эксперт.
Игорь Павенский считает, что эффективнее было бы распространить субсидирование логистических затрат для продажи пшеницы мукомолам на все зернопроизводящие регионы на круглогодичной основе. Сегодня с февраля по август затраты на перевозку зерна по железной дороге компенсируют при перевозках из Сибири и Урала в центр и северо-запад в размере 1,5 тыс. руб. на тонну. Распространение механизма позволит не допустить роста цены на муку и хлеб, уверен господин Павенский.
Сейчас, отмечает он, мукомолы взяли на себя часть рекордной стоимости зерна, особенно учитывая, что на выпуск 1 тонны муки уходит 1,35 тонны пшеницы.
В Минсельхозе обещают рассмотреть обращение РСП. Там считают, что введение квоты на экспорт зерна на срок с 1 января по 30 июня 2021 года позитивно повлияет на рентабельность мукомолов и животноводов. Но Игорь Павенский не видит причин в ограничении экспорта, напоминая, что в этом году урожай пшеницы ожидается на уровне 83,8 млн тонн, что незначительно ниже рекорда в 86 млн тонн. Экспортный потенциал в этом сезоне эксперт оценивает в 38,5 млн тонн, следовательно, зерна должно хватить и переработчикам, и экспортерам.