Добычу пустили в перепланировку
Планы освоения ресурсной базы проекта «Восток Ойл» изменились
Как выяснил “Ъ”, «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова скорректировал планы разработки Пайяхского месторождения, которое должно стать ключевым активом совместного проекта с «Роснефтью» «Восток Ойл». Предполагается, что в первый год разработки нефтекомпания получит на Пайяхе 1,2 млн тонн, а за десять лет добыча вырастет до 50 млн тонн – актив станет одним из крупнейших в мире. Когда начнется промышленная добыча, пока неизвестно. При этом Пайяха все еще недостаточно изучена, а «Восток Ойл» уже к 2024 году должен обеспечить грузопоток по Севморпути в 30 млн тонн в год.
“Ъ” ознакомился с утвержденными Роснедрами изменениями в проект пробной эксплуатации Пайяхского месторождения (принадлежит «Нефтегазхолдингу» Эдуарда Худайнатова; НГХ). Последние изменения в проект были внесены в августе. В первый год пробной эксплуатации предполагается достигнуть проектного уровня добычи нефти в 1,16 млн тонн, которая в течение семи лет должна вырасти в 35 раз, до 40,2 млн тонн. Максимальный уровень добычи в 50 млн тонн нефти ожидается на десятый год разработки месторождения (по старой версии документа — на девятый). Формально достижение этого уровня сделает Пайяху самым производительным нефтяным активом в РФ и одним из крупнейших в мире. Сроки начала разработки месторождения не указаны.
Пайяхское месторождение с запасами 1,2 млрд тонн должно стать ключевым активом совместного проекта «Роснефти» и НГХ «Восток Ойл».
Ресурсы «Восток Ойла» «Роснефть» оценивала в 5 млрд тонн нефти. Помимо Пайяхи в «Восток Ойл» войдут месторождения Ванкорского кластера «Роснефти», нефть которых планируется поставлять по трубопроводу на Таймыр для отгрузки по Северному морскому пути (СМП) через будущий порт в бухте Север.
Если месторождения кластера уже разрабатываются, то Пайяха и примыкающий к ней Западно-Иркинский участок «Роснефти» пока в стадии геологоразведки, и сроки их промышленной разработки пока сложно оценивать. При этом «Роснефть» уже получила налоговые льготы для проекта и сейчас пытается привлечь в «Восток Ойл» иностранных инвесторов.
Однако Пайяха пока недостаточно изучена. На начало 2020 года на Пайяхе было пробурено 13 скважин, из них 3 — в освоении, 6 — в консервации, 4 — в ликвидации, следует из документа.
Проект разработки месторождения предполагает крайне масштабные и дорогостоящие работы. За семилетний период пробной эксплуатации должно быть пробурено более 3,3 тыс. скважин (см. “Ъ” от 28 января), в том числе 1569 добывающих,— в среднем более 470 скважин в год. Скважины потребуют проведения гидроразрыва пласта (ГРП), горизонтальные скважины — многостадийного ГРП, говорится в документе. Полное развитие месторождения потребует 6,3 тыс. скважин.
«Восток Ойл» наряду с СПГ-проектами НОВАТЭКа должен стать основным источником грузов для доведения грузопотока по СМП до обозначенного Владимиром Путиным уровня 80 млн тонн к 2024 году. Согласно одобренному правительством паспорту федерального проекта, «Восток Ойл» уже в 2024 году должен дать 30 млн тонн грузов. При этом «Росатом» в сентябре предлагал скорректировать план загрузки СМП к 2024 году до 60 млн тонн (9,2 млн тонн пришлось бы на «Восток Ойл»).
Исходя из проектных документов Пайяхи, сложно понять, как возможно достичь уровня 30 млн тонн грузов с «Восток Ойла» уже в 2024 году.
Если добыча на Пайяхе начнется в 2024 году, то месторождение сможет дать только 1,16 млн тонн, что в совокупности примерно с 20 млн тонн нефти Ванкорского кластера не составит необходимых 30 млн тонн. Если же добыча на Пайяхе каким-либо образом начнется раньше 2024 года, то неясно, как будет вывозиться добытая нефть, поскольку портовая инфраструктура в бухте Север потребует минимум трех лет для постройки. «Газпром нефть» во время постройки отгрузочного терминала для Новопортовского месторождения в Обской губе применяла временную схему вывоза нефти с использованием речных танкеров, но объемы были невелики.
В случае Пайяхи также возможен вывоз нефти речным транспортом через площадку у поселка Мунгуй, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, но большегрузные суда там могут работать только в июне и июле. Таким образом, какие-то значимые объемы вывезти не удастся — максимум 20–30 тыс. тонн, полагает аналитик.