Массовой стачки не вышло
Почему забастовка в Белоруссии не стала полномасштабной
Полномасштабной забастовки в республике не получилось — так власти отреагировали на прошедшие накануне акции протеста. 25 октября истек срок ультиматума, который выдвинула бывший кандидат в президенты Светлана Тихановская. Она требовала от Александра Лукашенко сложить полномочия, освободить политзаключенных и прекратить насилие. В противном случае Тихановская обещала остановить ключевые заводы страны. Как в Белоруссии прошел первый день всеобщей забастовки, расскажут Виктория Феофанова и Ульяна Миненкова.
Первыми общенациональную забастовку в Белоруссии начали рабочие крупных заводов. Около 10 часов утра у проходной химического предприятия «Гродно Азот» собрались около сотни сотрудников — все они, по словам журналистов, отказывались выходить на смену. Почти сразу приехала милиция и начались задержания.
Тем, кто участвовал в стачке, руководство предприятия грозило увольнениями, а позже и вовсе заявило, что собравшиеся у проходной к заводу не имеют отношения. Ближе к ночи в соцсетях появилось видео остановки одного цеха на «Гродно Азоте». Минский завод колесных тягачей тоже не остался в стороне. Но на его территории с самого утра дежурил ОМОН, правда, это не помешало нескольким десяткам человек пройти маршем по цехам, призывая коллег присоединиться к протесту. Прошедшие забастовки массовыми назвать нельзя, рассуждает председатель белорусского конгресса демографических профсоюзов Александр Ярошук. Однако численность участников все равно превзошла ожидания.
«Мы не питали больших иллюзий.
В той или иной форме забастовки состоялись на многих предприятиях, в том числе с угрозой остановки производств. "Гродно Азот" — это большое известное предприятие.
И МАЗ, и МТЗ, и МЗКТ, конечно, в итоге "Беларуськалий" в той или иной степени тоже участвовали в забастовках. Нельзя также исключать и эффект падающего домино, что вслед за ОАО "Гродно Азот" и другие предприятия будут таким же масштабным образом втягиваться в забастовки»,— отметил Александр Ярошук.
В числе первых к общенациональной забастовке присоединились и студенты белорусских университетов. А позже в Минске прошел их совместный марш с пенсионерами. В целом протесты поддержали практически все слои общества. В том числе частный бизнес, несмотря на возможные убытки, говорит белорусский предприниматель Юрий Карманович: «Мы закрыли офис. Все остановились. Я даже отменил бизнес-клуб свой, утренний бизнес-кофе с предпринимателями. У нас нет никаких лидеров, людей, которые бы говорили, что делать. Для меня привилегия сейчас быть с моим народом. Самое главное — не материальные ценности, не офисы, не имущество, не складские запасы, сейчас главное — нам, предпринимателям, людям не потерять чести».
Хотя не всем предпринимателям участие в протестах грозит финансовыми потерями. Некоторые отрасли уже и так значительно пострадали от пандемии коронавируса и присоединение к оппозиции им ничего не стоит, подчеркивает сооснователь и гендиректор сервиса для планирования путешествий Eightydays.me Олег Тихонов: «У нас достаточно маленькая компания. В Белоруссии у нас всего несколько разработчиков. Да, мы поддерживаем забастовку, в ней участвуем. Мы не работаем. Мы в Travel, у нас все равно ничего не происходит, мы ничем особо здесь не рискуем».
Белорусские хакеры тоже поддержали протесты, но по-своему. Днем 26 октября перестал работать сайт национального банка страны. Ответственность за атаку взяла группировка «Киберпартизаны».
Все эти меры в перспективе могут нанести ущерб экономике страны, считает политолог Дмитрий Болкунец. Но даже при таком развитии событий Александр Лукашенко вряд ли отдаст власть в стране, а скорее будет решать этот вопрос силой.
«Лукашенко по-прежнему не слышит белорусское общество. Он сейчас хочет сделать имитацию диалога, хотя мог бы из этих трех требований, например, отпустить политзаключенных, но он даже на это не пошел — отпустил несколько человек, которые начали сотрудничать с КГБ. Лукашенко боится этого, потому что он не сильный сегодня политик, поэтому он только силой — дубинкой и резиновыми пулями — пытается удерживать власть в стране. Они и прошлые забастовки отрицали, Лукашенко поехал к забастовщикам, а пресс-службы все отрицали, что идут забастовки»,— рассказал политолог.
Белорусские власти утверждают, что все заводы в стране работают в штатном режиме, и сбоев в поставках продукции нет.
А в министерстве промышленности заявили, что призывы к забастовкам не причинили экономического ущерба предприятиям.
По данным правозащитного центра «Весна», по итогам первого дня в Белоруссии задержали 250 участников забастовок и акций в их поддержку.