«Весьма эффектное вторжение в отечественный арт-мир»
Дмитрий Буткевич — о выставке «Твое сознание не знает границ»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, чем отличаются выставка Юлии Вирко и Антона Гельфанда в Москве и Санкт-Петербурге.
Осень оказалась отмечена новым художественным проектом, который охватил сразу два главных российских культурных центра — Москву и Санкт-Петербург. В сентябре в столице состоялся проект двух молодых художников — Юлии Вирко и Антона Гельфанда — «Твое сознание не знает границ». Он прошел на Винзаводе, в Цехе Белого. А сейчас уже в Питере открыта выставка с тем же названием, но с иным наполнением. Она проходит в помещении «Севкабель Порта», в гавани, на Васильевском острове. В скобках замечу, что «Севкабель Порт» становится заметным арт-фуд-центром в северной столице.
Так вот, Юлия и Антон познакомились в США, куда эмигрировали еще их родители, и где они и учились. Антон много работает в Мэриленде, в мастерской своего деда, знаменитого театрального художника Валерия Левенталя. Юлия немного училась в России, затем в США, а сейчас снова живет в Москве. Любопытны ее рассуждения о различиях художественного образования там и тут. Вирко говорит: «Мне кажется, российские художники испытывают в своем творчестве противоречия, заложенные довольно жесткой школой. Скажем, всегда считалось неправильным писать акрилом поверх масла. В зарубежных школах акцент делают на концептуальную идею и готовность пробовать. Там считают, что иногда это важнее “чистого” ремесла».
Как я уже говорил, московский и питерский проекты разнятся. Юлия за время пребывания в России написала много новых работ, они у нее живописные и крупноформатные. Поэтому в пространстве экспозиции в «Севкабель Порте» это специальные круглые деревянные павильоны, выстроенные архитектором Ксенией Лукьяновой, оба автора четко отделены друг от друга; Антон более склонен к мультимедийным композициям. В Москве их работы миксовались. И это тоже смотрелось органично: оба ведут разговор со зрителем о памяти, о глубинах сознания, о сновидениях.
Надо сказать, что у молодых художников — а это их первая общая выставка в России, — получилось весьма эффектное и продуктивное вторжение в отечественный арт-мир. В этом, думаю, не в последнюю очередь, заслуга продюсера проекта Наталии Грабарь, которая придумала, как объединить этих авторов, говорящих о схожих вещах на разных художественных языках.