Драгоценный сплав
Елена Стафьева о Chopard Ice Cube Capsule by Marion Cotillard
В Париже во время недели pret-a-porter SS 2021 показали новую капсульную коллекцию Ice Cube. Коллекции, связанные с публичным образом известных женщин, в Ice Cube уже были, но в жанре haute joaillerie это случилось впервые
Коллекция Ice Cube появилась в 1999 году, на излете эпохи минимализма. Позже, когда вкусы несколько сменились, Ice Cube с ее простотой и отсутствием всякого cuty-cute ушла с первого плана ювелирного мира Chopard. Но вот несколько лет назад Chopard нашли ей блестящее применение: они одними из первых поняли, что использовать знаменитостей в качестве манекенов для демонстрации своих драгоценностей — архаичная практика, куда эффективней и современней использовать силу social-личности. И что под словом «коллаборация» следует понимать уже не просто знаменитое лицо рядом с названием знаменитого бренда, но какую-то более или менее убедительную историю совместной работы, как-то связанную с публичным образом этого лица. И для такого решения именно минималистичная Ice Cube оказалась лучшим материалом.
Три года назад вышли сразу две вариации Ice Cube — с двумя абсолютно разными персонами: кумиром миллионов поп-звездой Рианной и эстетско-интеллектуальной моделью и актрисой Эмелин Валад. И оказалось, что с Ice Cube можно сделать практически все: и использовать зеленую керамику оттенка jungle-green для Рианны, и сделать самую радикальную версию минимализма для Эмелин — и каждая будет выглядеть убедительно и соответствовать именно тому в образах героинь, за что их любят фанаты. В этот раз такой героиней стала Марион Котийяр.
У Котийяр давние и теплые отношения с Chopard и лично с Каролиной Шойфеле. В 2004 году Марион Котийяр получила премию Trophee Chopard, которую Chopard ежегодно вручает на Каннском фестивале молодым артистам, а в 2008-м в их украшениях она получила уже «Оскар». За прошедшее с тех пор время она даже поработала вместе с Каролиной Шойфеле и сделала браслет haute joaillerie для коллекции Green Carpet — из этичного золота с такими же черными опалами. То есть Котийяр явно стремилась не просто поставить свое имя на готовых украшениях, но и проявить себя в ювелирном дизайне. Изящная француженка, актриса из списка А, звезда и блокбастеров, и фестивального кино — в случае Ice Cube ей явно требовалось что-то сложноустроенное. И тут возникла идея с haute joaillerie.
Идея эта, заметим, была применена к коллекции довольно массовой и простой по самой своей сути. И то, как Марион Котийяр и Каролина Шойфеле решили это противоречие, вполне показательно. Противоречие на самом деле только кажущееся — потому что одной из движущих сил коллекции Chopard Ice Cube Capsule by Marion Cotillard стало стремление показать современный подход к haute joaillerie.
Коллекция, придуманная Котийяр и Шойфеле, это настоящая капсула — она небольшая, все предметы в ней связаны друг с другом и составляют некое единство, хотя носить их можно как угодно, с чем угодно и в любых комбинациях. Но самое примечательное — это набор предметов: в коллекции одно кольцо и шесть сережек. «У Марион не проколоты уши,— говорит мне Каролина Шойфеле,— и это стало для нас определяющим моментом и некоторым вызовом — придумать шесть разных серег, которые можно носить как клипсы». С вызовом они, конечно, справились — это один из самых изобретательных наборов сережек, какие я встречала,— и с точки зрения техники исполнения, и с точки зрения комбинаторики, потому что все они могут сочетаться друг с другом и носятся множеством разных способов. Например, два соединенных друг с другом золотых кольца на верхней части ушной раковины, потом другое, с бриллиантом, а на мочке уха — бриллиант-солитер огранки «принцесса», квадратный и отлично играющий с гранеными кубиками колец,— а на другом ухе три кольца вверху, каждое с бриллиантом, которые соединяются за ухом, потом еще одно кольцо с бриллиантом, а внизу — каскад бриллиантов той же огранки «принцесса» в практически невидимой оправе, выглядящих действительно как сверкающие кубики льда. К этому всему — одно-единственное кольцо, двойное, соединенное бриллиантом-солитером, опять же огранки «принцесса». Марион Котийяр говорит, что в природе нет такой симметрии, как в традиционном ювелирном искусстве, и она хотела именно нестандартных, асимметричных сочетаний.
Суть же в том, чтобы не просто носить все это с джинсами — это так очевидно, что неловко даже упоминать,— но в том, что высокое ювелирное искусство совершенно не обязательно должно быть ярко-декоративным, избыточным и помпезным. Но haute joaillerie можно сделать сколь угодно простой — вопрос в том, что она выражает, насколько персональной и уникальной она становится при определенных обстоятельствах. Личность и ее ореол — вот современные основания для haute joaillerie, помимо уровня исполнения, конечно.
Марион Котийяр — активистка экодвижения, и, конечно, то, что Chopard уже два года как полностью перешел на fairmined gold, этичное золото, важно в этом контексте и вполне гармонирует с ее публичным образом. Это правильный и актуальный концепт, создающий то самое единство, ради которого и затевается сейчас подобное сотрудничество.