«Росатом» нагоняет ветер

В Воронежской области хотят построить ветроэлектростанцию за 26,5 млрд рублей

АО «Новавинд», входящее в госкорпорацию «Росатом», может построить в Воронежской области крупную ветроэлектростанцию (ВЭС) мощностью 220 МВт. Региональные власти уже пообещали проекту поддержку, но отметили, что скорость ветра на предполагаемой площадке еще предстоит измерять. Ранее в областном правительстве “Ъ-Черноземье” сообщали, что использование ветрогенераторов в регионе «невозможно» из-за недостаточного ветра. Эксперты полагают, что еще одна генерация энергопрофицитному региону не нужна, а проект призван лишь поддержать новую отрасль отечественного машиностроения.

Фото: Управление пресс-службы Воронежcкой области

Возможное строительство «Новавиндом» ВЭС в Бобровском районе Воронежской области обсуждалось в ходе вчерашних переговоров руководства компании с губернатором Александром Гусевым. Согласно сообщению облправительства, компания выбрала Бобровский район как «одну из перспективных площадок». Имеющиеся там 140 га, необходимые «Новавинду» (в том числе 80 — непосредственно под ветроустановки), «подходят по условиям технологического присоединения и площади», сообщили в правительстве региона. Исходя из возможного названия проекта («Березовская»), компания может получить участок недалеко от села Сухая Березовка, расположенного в 6 км к северу от Боброва.

«Новавинд»

Смотреть

По словам гендиректора «Новавинда» Александра Корчагина, ожидаемая совокупная мощность ветропарка на 88 установок — 220 МВт, планируемая выработка электроэнергии — 568,5 млн кВтч в год. Общий объем инвестиций оценивается в 26,5 млрд руб.; планируется создать 40 рабочих мест. Господин Корчагин подчеркнул, что применяемые на ВЭС турбины производства «Росатома» соответствуют «европейским и мировым стандартам по уровню шума и влиянию на окружающую среду».

По словам Александра Гусева, правительство готово оказать инвестору господдержку, в том числе на этапе подготовки проекта. «Одним из первых этапов», в частности, должно стать проведение измерений ветра на площадке. В облправительстве рассчитывают, что в этой местности будет достаточная среднегодовая скорость ветра — 6,75 м/с.

По данным “Ъ-Черноземье”, «Новавинд» в сентябре уже провел «предварительную оценку ветровых ресурсов» в Бобровском районе. В декабре компания рассчитывает выполнить топографическую съемку, заключить «предварительные» договоры аренды и покупки земли. На март 2021-го намечены археологические изыскания и согласование схемы выдачи мощности, на июнь — внесение ВЭС в схему территориального планирования и проектирование станции, на июль — получение разрешения на строительство, а на декабрь 2021-го — проведение окончательных ветроизмерений.

Среднегодовая скорость ветра может стать препятствием для реализации проекта в этой местности. В конце мая 2017 года, комментируя “Ъ-Черноземье” перспективы развития альтернативной энергетики в Воронежской области, в департаменте ЖКХ и энергетики региона поясняли, что использование ветрогенераторов и солнечных батарей «в настоящее время невозможно». Дело в том, что, по данным областного Гидрометеоцентра и Российской инженерной академии, сила ветра и уровень солнечного излучения в регионе «не позволяют стабильно и в достаточном объеме получать электрическую энергию». «Кроме того, основной проблемой в развитии альтернативной энергетики является реализация произведенной электрической энергии», — поясняли в департаменте.

В утвержденной региональными властями в 2016 году «Схеме и программе перспективного развития электроэнергетики Воронежской области на 2017–2021 годы» говорится, что «наиболее высоким ветроэнергетическим потенциалом» обладают Таловский и Бутурлиновский районы. По данным госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики Воронежской области», начало использования возобновляемых источников энергии может снизить «примерно на 30%» использование традиционных энергоносителей.

По данным метеорологов, среднегодовая скорость ветра в Воронежской области — 3,3–5,2 м/с с учетом более высоких (до 6,2 м/с) показателей зимы. Быстрого роста показателя ждать не приходится: по данным научно-исследовательских учреждений Росгидромета, рекордный в России рост средней скорости ветра — на 0,6 м/с за десять лет в Дагестане. Средняя скорость ветра в Воронежской области в полтора раза ниже, чем в Ростовской, но сопоставима со Ставропольским краем. Впрочем, методики измерений значительно отличаются — в частности, высотой замеров. Ранее глава «Новавинда» Александр Корчагин, комментируя ход строительства Адыгейской ВЭС, отмечал, что для турбин мощностью 2,5 МВт оптимальна скорость в 6-9 м/с: тогда они работают на 50–70% мощности. Но, по его словам, скорость ветра «не главное» при выборе площадки: необходимо учитывать близость сетевой инфраструктуры, наличие земли и логистику.

Напомним, с вводом в эксплуатацию шестого и седьмого энергоблоков Нововоронежской АЭС Воронежская область стала стабильно профицитной по соотношению производства и потребления электроэнергии. В 2019 году, по данным Системного оператора единой энергосистемы, производство электроэнергии составило 22,9 млрд кВтч (на 31,7% больше, чем в 2018-м), потребление — 11,7 млрд кВтч (рост к предыдущему году на 3,9%). Таким образом, доля новой ВЭС в производстве электроэнергии Воронежской области может составить чуть более 2%.

Глава Бобровского района Анатолий Балбеков заверил “Ъ-Черноземье”, что компания уже проводила измерения ветра в районе, но подчеркнул, что они еще будут продолжаться. Эту информацию “Ъ-Черноземье” подтвердил и собеседник в региональной власти, «иначе инвестор бы не заявлял проект».

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что Воронежская область не нуждается в новой генерации: «Это проект не для региона, здесь нет дефицита энергии, здесь ее избыток. Собственная генерация тут покрывает не только местные потребности, но и потребности соседних регионов». «Подобные проекты в условиях избытка энергомощностей в принципе создаются не для генерации как таковой, они предназначены для развития новой отрасли машиностроения в сфере энергетики. И основной объем инвестиций будет направлен именно на закупку оборудования», — добавил господин Пикин. По его словам, при строительстве ВЭС инвестор ориентируется на три главных фактора — наличие необходимой ветровой нагрузки, свободных земель для строительства и помощь региональных властей в части преференций и льгот. «Что получит регион — будут ли тут оставаться налоги, будет ли закупка стройматериалов у местного бизнеса, — еще предстоит решить в процессе переговоров», — резюмировал Сергей Пикин.

Олег Мухин, Александр Прытков

Вся лента