Безродные дата-центры
В политике импортозамещения нашлась уязвимость
Пенсионный фонд России (ПФР) все же завершит тендер по миграции дата-центра за 3,2 млрд руб., приостановленный после жалобы юридической компании в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). При этом служба признала необоснованным требование ПФР необходимости присутствия серверов дата-центра в реестре отечественного оборудования. Ситуация вскрыла уязвимость в протекционистской политике Минпромторга: госзаказчики, которые, как правило, не строят собственные вычислительные мощности, должны соблюдать требование об их отечественном происхождении при покупке, но не при аренде.
ФАС признала частично обоснованной жалобу юридической компании «Законный бизнес» на закупку ПФР стоимостью 3,2 млрд руб. для переезда в новый центр обработки данных (ЦОД), следует из информации на сайте госзакупок. В ФАС уточнили, что ее позиция содержится в полном тексте решения. Из документа от 22 октября, с которым ознакомился “Ъ”, следует, что служба выдала предписание на устранение нарушения, признав необоснованным требование, по которому предоставляемые в аренду серверы должны быть в реестре российской радиоэлектронной продукции. В пресс-службе ПФР “Ъ” сообщили, что это не повлияет на результаты определения исполнителя. Им выбран «МегаФон», других заявок не поступало.
Позиция ФАС, по сути, идет вразрез с политикой Минпромторга в части импортозамещения иностранного оборудования. В июле 2019 года вступило в силу постановление правительства №878, обязывающее госкомпании и ведомства закупать радиоэлектронную продукцию российского происхождения, включенную в специальный реестр. Закупать иностранное оборудование можно, если российских аналогов нет в реестре или они не соответствует требованиям.
В Минпромторге признают правовую коллизию: госкомпании и ведомства при покупке серверов обязаны соблюдать требование о реестре, а при аренде — нет.
«В министерстве знают о лазейке и обсуждают возможность до конца года перекрыть ее в новой редакции постановления. Однако до тех пор есть возможность совершенно законно обойти требование по наличию серверов в реестре»,— подтвердил “Ъ” источник, присутствовавший на совещании Минпромторга 27 октября.
Как сообщал “Ъ” 22 октября, именно требование о наличии серверов в реестре оспаривала компания «Законный бизнес», не раскрывая, в чьих интересах подана жалоба. Там заявили “Ъ”, что пока обдумывают возможность подачи новой жалобы, чтобы отменить закупку. Исходя из решения ФАС, скорее всего, заказчик просто скорректирует условия и подпишет договор с «МегаФоном», уточняет адвокат Forward Legal Дарья Овчинникова.
Госзаказчики, за исключением силовых ведомств, предпочитают арендовать вычислительные мощности, а не строить свои дата-центры, поэтому лазейка в подобных случаях фактически нивелирует действие реестра, признают опрошенные “Ъ” эксперты.
Госполитика в целом сейчас направлена на стимулирование аренды ЦОД и связанных сервисов, а не на строительство собственной инфраструктуры, добавляет президент Ассоциации участников отрасли ЦОД Игорь Дорофеев.
Опрошенные “Ъ” участники рынка ЦОД — «Ростелеком», МТС, «Техносерв А/С» (обслуживает ПФР) и Merlion — отказались рассказать, в какой степени их ЦОД оборудованы серверами, входящими в реестр отечественного оборудования, а также есть ли спрос со стороны госструктур на миграцию в такие ЦОД.
На этом рынке еще не сформировалось достаточного предложения для импортозамещения, уверен партнер департамента управления рисками Deloitte Сергей Кудряшов. «Полностью произведенного в России "железа" на данный момент крайне мало, в основном предложение формируется из перелицованного зарубежного оборудования. В отдельных сегментах есть российские производители, которые разрабатывают собственное оборудование, но собирают его на зарубежных мощностях из зарубежных комплектующих»,— поясняет эксперт. О существовании в России ЦОД, полностью оборудованных отечественной вычислительной техникой, ему неизвестно.