Cainiao выдаст посылки

Alibaba Group поставит в России постаматы

Китайский логистический оператор Cainiao (входит в Alibaba Group) развернет в России сеть постаматов, первую для себя за пределами Китая. Запуск всего 1 тыс. точек в крупных городах, по мнению экспертов, выглядит как тестовый выход на рынок. Они в основном будут обслуживать заказы с AliExpress.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Китайская Cainiao развернет в России сеть постаматов под своим брендом и брендом AliExpress, рассказал “Ъ” представитель компании. В течение года она установит более 1 тыс. точек: сначала в Москве, Московской области и крупнейших мегаполисах, затем в городах с населением от 500 тыс. человек. В Китае постаматная сеть Cainiao объединяет около 100 тыс. точек.

Постаматы станут дополнением к партнерским пунктам выдачи заказов AliExpress. Всего у AliExpress в России около 15 тыс. пунктов выдачи, не считая отделений «Почты России», с которой маркетплейс плотно сотрудничает, напомнили в пресс-службе «AliExpress Россия».

«AliExpress Россия» — совместное предприятие Alibaba Group, Mail.ru Group, Российского фонда прямых инвестиций и «МегаФона». Оборот AliExpress в России первом полугодии 2020 года, по оценкам «Infoline-Аналитики», составил 100 млрд руб., 13% его обеспечили российские продавцы.

На первом этапе доставлять в постаматы Cainiao в России будут иностранные продавцы, позднее доступ к ним получат и российские. Запуск постаматной сети будет первым шагом вывода бренда Cainiao для широкой аудитории в России, компания ведет переговоры с ритейлерами о партнерстве, говорит ее представитель.

В июне Cainiao объявила, что в течение года инвестирует более 1 млрд руб. в российский рынок, в том числе локализацию, поддержку продавцов и развитие IT-инфраструктуры. Компания вместе с «AliExpress Россия» уже запустила специализированные склады для интернет-торговли (см. “Ъ” от 21 мая) и начала субсидировать доставку для российских продавцов (см. “Ъ” от 2 июля).

Среди российских онлайн-ритейлеров собственные постаматные сети развивают Ozon и «Яндекс.Маркет», у них более 6 тыс. и более 600 точек соответственно, рассказали в компаниях. Крупнейший независимый игрок — PickPoint с 4,8 тыс. постаматов (с учетом партнерских — 7,5 тыс.). В октябре еще один крупный постаматный проект «Халва» поделили его владельцы — Совкомбанк и X5 Retail Group. Первому отошли около 2 тыс. постаматов и операционная компания, второму — более 1 тыс. точек, сообщал “Ъ” 12 октября. В результате у X5 — 4 тыс. постаматов, а всего 11 тыс. точек выдачи заказов. Около 10 тыс. постаматов планирует установить «Сберлогистика» Сбербанка, 5 тыс.— «Почта России».

В крупных торговых центрах уже заметно обилие постаматов, поэтому остро стоит вопрос, где будут располагаться точки Cainiao, отмечает руководитель направления онлайн-ритейла Nielsen в России и Восточной Европе Александр Шуркаев.

Alibaba Group — один из самых интересных претендентов на запуск новых точек, добавляет партнер Data Insight Борис Овчинников. «У компании большой поток заказов, сопоставимый — только у Wildberries. У остальных в разы меньше»,— отмечает он.

Cainiao выходит в сегмент постаматов, когда его востребованность растет, а у ключевого логистического партнера AliExpress, «Почты России», тендер по приобретению постаматов не состоялся, указывает гендиректор PickPoint Надежда Романова. Как сообщал “Ъ” 10 сентября, «Почта России» планировала закупить постаматы почти на 1,5 млрд руб., но поставщики не проявили интерес к проекту. Сеть в 1 тыс. постаматов можно назвать лишь тестовой, на рынке это будет «капля в море», продолжает госпожа Романова, отмечая, что в краткосрочной перспективе установка постаматов не скажется ни на сроках доставки, ни на качестве логистики площадки. По мнению Александра Шуркаева, контролируемые Cainiao постаматы все же помогут сократить сроки доставки посылок, хотя в логистике трансграничных покупок больше всего времени уходит на первые этапы пути посылок, чем на «последнюю милю».

Дмитрий Шестоперов

Вся лента