Вынуждение к рынку
Энергетикам станет сложнее получить особый статус для новых ТЭС
Регулятор энергорынков «Совет рынка» предлагает ограничить цены на мощность для новых ТЭС в списке вынужденной генерации. Такие электростанции, по мнению регулятора, должны получать высокий тариф только на период окупаемости проекта, а затем — уже конкурентную цену. На особый статус в 2026 году претендуют шесть новых ТЭС на 800 МВт, которые, по оценкам экспертов, за год получат с рынка до 6 млрд руб. Однако генераторы предупреждают, что вывод этих станций обойдется рынку еще дороже.
«Совет рынка» хочет пересмотреть механизм предоставления повышенных «вынужденных» тарифов для новых электростанций, следует из письма главы регулятора Максима Быстрова в Минэнерго (документ от 20 октября есть у “Ъ”, в «Совете рынка» подтвердили отправку).
Обычно статус «вынужденной» генерации получают старые ТЭС, необходимые для надежности системы. Однако механизм применяется и для некоторых новых объектов, не попавших в инвестпрограмму строительства генерации по механизму договоров поставки мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций за 15 лет через повышенные платежи оптового энергорынка).
По мнению «Совета рынка», новые ТЭС должны получать повышенный вынужденный тариф только 15 лет или до момента окупаемости объекта по аналогии с ДПМ. Затем новая генерация будет получать не больше цены конкурентного отбора мощности (КОМ).
«Совет рынка» принял заявки на получение вынужденного статуса в 2026 году от 80 ТЭС общей мощностью 3,8 ГВт. Шесть заявок общей мощностью около 795 МВт поступило от объектов, построенных после 2007 года. Вынужденный тариф за мощность для этих ТЭС может оказаться на 77–252% выше прогнозной цены КОМ в 2026 году (234 тыс. руб. за 1 МВт в месяц). Общий годовой платеж для них составит до 6 млрд руб., посчитал Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».
В качестве примера «Совет рынка» приводит заявку от Ноябрьской ПГЭ (119 МВт, «Интертехэлектро — Новая генерация»). Она введена в 2010 году, инвестиции — 9 млрд руб. В 2018 году инвестор сообщал, что еще в 2023 году полностью вернет инвестиции в проект ПГЭ аналогично проекту ДПМ, пишет Максим Быстров. При получении особого статуса в 2026 году общий платеж станции превысит 1,1 млрд руб.
В «Интертехэлектро — Новой генерации» сообщили “Ъ”, что механизм вынужденной генерации нельзя сравнивать с окупаемостью по ДПМ.
Так, с 2015 года цена на мощность для всех вынужденных ТЭС заморожена и не индексируется, а в тарифах для «новых вынужденных» не предусматривается доходность. Ноябрьская ПГЭ находится в Арктической зоне, снабжает объекты нефтегазового комплекса, что формирует высокие затраты, не покрываемые ценой КОМ.
Потребители поддерживают инициативу регулятора. «Сообщество потребителей энергии» уже обратилось к вице-премьеру Юрию Борисову с просьбой поручить профильным министерствам разработать механизм запрета выдачи статуса новым объектам при достижении окупаемости электростанции (письмо от 27 октября есть у “Ъ”). Дополнительные затраты рынка на поддержку такой генерации превышают 3,8 млрд руб. в год.
В Минэкономики сообщили “Ъ”, что цены КОМ смогут полностью покрыть операционные затраты новых ТЭС с вынужденным режимом.
Тем, кому цены КОМ недостаточно, министерство предлагает воспользоваться новым механизмом вывода объектов из эксплуатации. В «Интертехэлектро — Новой генерации», впрочем, утверждают, что для потребителей продолжение эксплуатации эффективной ПГЭ даже по цене выше КОМ будет дешевле, нежели ее вывод с рынка.
В ФАС отметили, что вопрос перевода ПГЭ в статус вынужденных не относится к компетенции службы. В Минэнерго сказали, что всегда относятся положительно к инициативам, снижающим нагрузку на рынок. «Надо детально проработать вопрос,— сообщили в министерстве.— Как инициатива поступит — отработаем».
Владимир Скляр отмечает, что при запуске программы ДПМ предполагалось постепенно создать равновесие между старыми ценами КОМ и ставками ДПМ. Этого не случилось, возникла парадоксальная ситуация: бывшие мощности ДПМ находятся на грани закрытия, несмотря на положительный вклад в снижение цен на электроэнергию на рынке на сутки вперед, экологическую эффективность и более продолжительный срок службы. «Совет рынка» хочет решить тактические задачи по ограничению роста тарифа, принуждая к выводу мощности, поясняет аналитик, но это «не решит системную задачу рыночного регулирования конкурентного сектора».
Мобильная генерация тоже чувствует себя вынужденной
На статус вынужденной генерации в 2026 году претендуют также 18 мобильных ГТЭС на 396 МВт, принадлежащих Федеральной сетевой компании (ФСК, принадлежит «Россетям»). С 2014 года установки находятся в Крыму. 12 станций могут получить тариф 389,7 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, что на 67% выше цены КОМ, остальные шесть — 225,1 тыс. руб., что на 4% ниже ставки КОМ. Общий платеж за год — более 1,3 млрд руб., следует из материалов «Совета рынка».
В 2019 году после ввода крупных ТЭС в Крыму необходимость в 18 МГТЭС на полуострове пропала: в прошлом году загрузка установок не превышала 0,2%. Однако правительство присвоило станциям особый статус вплоть до 2024 года, затем предлагалось создать под них специальный федеральный мобильный резерв мощности.
Согласно материалам «Совета рынка», вопрос присвоения особого статуса мобильным установкам «подлежит отдельному рассмотрению». В 2025 году МГТЭС не получили статус «вынужденных», а также не окончена дискуссия о создании федерального мобильного резерва мощности, пояснили “Ъ” в регуляторе. В «Россетях» заявили, что заявка на 2026 год подана в плановом режиме, «необходимость в ней может отпасть после принятия решения по федеральному мобильному резерву». Полина Смертина