Чаевые уходят в онлайн
К 2023 году половина рынка может стать безналичной
Переход в безнал затронул и традиционно «наличный» рынок чаевых объемом 100–125 млрд руб. По оценкам одного из крупнейших игроков сегмента «Нетмонет», сейчас объем рынка безналичных чаевых составляет порядка 20 млрд руб., а к 2023 году может вырасти в 2,5–3 раза. Однако эксперты уверены, что потенциал онлайн-чаевых ограничен, да и в целом этот рынок вряд ли будет расти на фоне снижения доходов населения.
Объем рынка чаевых в России в 2019 году составил 110 млрд руб. В 2020 году, несмотря на пандемию и карантин, в частности закрытие учреждений питания и сферы услуг, рынок не сократится, и, по прогнозам, его объем составит порядка 100–125 млрд руб. Но меняются формы, в которых потребители готовы оставлять «на чай». Если в прошлом году только 10% чаевых приходилось на электронные платформы, то в 2020 году показатель вырастет на 10 п. п., ожидают в «Нетмонет» (к ней подключены 15 тыс. сотрудников в 1,4 тыс. заведений в сфере услуг).
По прогнозам компании, к 2023 году объем онлайн-чаевых в России вырастет до 50–60 млрд руб., это будет половина всего рынка.
Толчок развитию обеспечила пандемия, уверен гендиректор «Нетмонет» Егор Высоцкий, потребители стали быстрее отказываться от наличных денег. По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», в третьем квартале 2020 года доля безнала в общепите в целом выросла по сравнению со вторым, хотя в розничной торговле наблюдалось снижение.
Большая часть платформ для перевода онлайн-чаевых предполагает считывание QR-кода, достаточно камеры смартфона, отмечает господин Высоцкий. Есть несколько игроков, позволяющих оставлять чаевые безналичным способом. Сервис «Сбертипс» (принадлежит Сбербанку, подключено 730 ресторанов и почти 14 тыс. официантов). CloudTips — проект CloudPayments и «Тинькофф». Сервис позволяет как сканировать QR-код с чека, так и показывать его на телефоне. Аналогичный продукт Etiquette есть у MasterCard: для безналичной оплаты чаевых гостю ресторана достаточно считать смартфоном специальную NFC-метку или QR-код у официанта. Оплатить чаевые можно любой банковской картой, приложений скачивать не нужно. «Нетмонет» тоже не требует привязки к определенному банку или карте. Большинство платформ осуществляют P2P-переводы, средства получает сотрудник сферы услуг лично в своем кабинете в сервисе.
По словам гендиректора CloudPayments Дмитрия Спиридонова, рынок онлайн-чаевых растет в среднем на 15% в год.
«Основные факторы роста — отказ потребителей от наличных, массовый переход продаж в онлайн и запрет для ресторанов с нового года включать чаевые в счет»,— поясняет он. Но многие заведения консервативны. Чаще всего чаевые — это наличные, перевод по номеру телефона или прием через терминал. «Но каждый из этих способов имеет свои недостатки: наличных у человека может просто не оказаться, за перевод денег по номеру телефона банк может взимать комиссию, а с суммы чаевых, полученных через терминал, заведению придется заплатить налоги,— указывает господин Спиридонов.— В сервисе онлайн-чаевых этих проблем нет».
В России очень развиты онлайн-сервисы и безналичная оплата, у людей часто по несколько карт разных банков, они активно пользуются программами лояльности и кэшбэками, говорит руководитель группы Deloitte Digital в СНГ Максим Шапировский. «В сфере услуг потребители ценят скорость, а "чай" наличными требует дополнительных временных затрат: деньги нужно снять,— продолжает он.— Гораздо проще для людей оставить чаевые с той же карты, с которой они оплачивали счет». Однако есть и факторы, сдерживающие развитие рынка безналичных чаевых: сотрудники сферы услуг могут опасаться, что правительство в перспективе будет облагать этот доход налогами, считает господин Шапировский. По мнению руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, в сегменте безналичных чаевых вряд ли стоит ждать серьезного роста: посещаемость ресторанов и кафе будет сокращаться в связи с падением доходов граждан.